Сейчас тенге повторяет «маневры» российской валюты. Правда, в будущем это может измениться.
Экономист Петр Своик не исключает, что тенге может «отвязаться» от российского рубля. Но на глобальном рынке капитала позиции России гораздо лучше. Например, валютные запасы больше, чем внешние обязательства, а у нас наоборот. Поэтому если тенге начнет дешеветь относительно рубля, для нашей экономики это окажется очень неприятно.
Что ждет тенге после нефтяного кризиса?
— Собственной базы для определения самостоятельного курса тенге просто нет. По большому счету наша валюта копирует поведение рубля, поэтому чтобы понять, какой будет курс тенге, нужно смотреть на рубль, — сказал Своик.
Сейчас российская валюта «падает», потому и тенге идет вниз, хотя его могут и притормозить (поэтому рубль падает быстрее). Причем рубль — это «часть глобального капитала».
— Российские власти по отношению к Западу ведут себя достаточно задиристо, зато российский рубль ему кланяется. Российская фондовая биржа (которую копирует Казахстан) — не самостоятельный финансовый институт, а производная от Чикагской биржи. И курс рубля определяется интересом не России, а внешних игроков, — считает он.
Курс тенге: рубль рухнул, евро отжался, доллар растет
Эксперт полагает, что нынешнее понижение рубля — это реакция на поставленные Путиным задачи о прекращении бегства капитала из страны и исключения оффшоров. Или даже дополнительные налоги на это самое бегство.
При этом не очень большое удешевление рубля российской экономике даже выгодно. Но вот серьезную девальвацию не могут позволить в том числе и по политическим мотивам.
Своик допускает, что тенге может продолжить падение уже самостоятельно, в этом смысле действительно «отвязавшись» от рубля. Причем подешевеет он не только относительно доллара и евро, но и российской валюты. Как уже было несколько лет назад.
— Вспомним девальвацию тенге 2016 года, которая прошла «вдогонку» российской 2014. Тогда наша валюта перегнала темп обесценивания российской.
И если соотношение рубля к тенге до этого традиционно было 1 к 5, потом почти достигло 6, —
сказал Своик.
Риск повторения ситуации сохраняется, тенге может «оторваться » и сейчас. Своик подчеркнул, что в Казахстане уже не первый год отрицательный платежный баланс. В 2019 минус 5,5 млрд долларов. В 2020 наверняка будет гораздо хуже.
— Это связано с тем, что у РФ гораздо лучше позиции в борьбе на глобальном рынке капитала. Валютные запасы у нее лучше, чем внешние обязательства.
У нашей экономики внешний долг в два раза больше, чем накопленные валютные резервы
А обслуживание этих обязательств вымывает из платежного баланса Казахстана суммы, вполне соизмеримые с экспортной валютной выручкой, — считает он.
Если тенге начнет слабеть относительно рубля при общем торговом пространстве, для нашей экономики это будет крайне неприятно. Российский импорт, и так большой, начнет расти, а отечественное производство, и без того крайне проблемное, уменьшится. Возможно, падение платежеспособности сдержит рост импорта, но оно же надавит на казахстанский бизнес.
— Будет депрессия.
И эти экономические неприятности перетекут в политические,
— предупредил Своик.