Выгоднее ввозить дешевые дженерики, пусть и с побочными эффектами.
Печально известное «СК-Фармация» получило право реализовывать медпрепараты в розничной сети. Кандидат медицинских наук Каиргали Конеев заявил нашему порталу, что
это может привести к окончательному исчезновению из аптек и больниц качественных (хоть и дорогих) лекарств
Потому что выгоднее ввозить дешевые копии.
Соответствующее постановление правительства уже вступило в силу. Ранее розничная торговля не входила в число функций предприятия.
Есть и другие риски, большей частью коррупционные.
— Почему вы так возмутились этим постановлением?
— Потому что оно просто ужасное. «СК-Фармация» в итоге станет единым монополистом и будет регулировать теперь еще и продажу лекарственных препаратов. И это те самые люди, которые два месяца держали лекарства на складах, когда народ болел и умирал.
В нашей памяти еще свежо, как страна задыхалась от нехватки лекарств
А теперь они полностью пытаются монополизировать лекарственный рынок.
— Но о монополии же речи не идет. Другие игроки остаются, просто к ним добавился еще один. Можно сказать, увеличится конкурентная среда. Что для рынка как раз неплохо.
— Вы просто не представляете размах «СК-Фармация».
Конкуренция будет напоминать борьбу кита с головастиком. Предприятие на сегодняшний день и так фактически монополист
в своей сфере, а решение на законодательном уровне эту сферу расширяет и укрепляет ее положение. Объемы сети независимых аптек по сравнению с его оборотами мизерны.
Как пожаловаться на подозрительно дорогие лекарства?
Теперь подомнут под себя еще и рынок лекарственных препаратов для аптек, как раньше для больниц. Так что никакой конкуренции не будет.
— То есть вы считаете, что предприятие «съест» конкурентов?
— Да. Почему многие фармкомпании ушли с казахстанского рынка и закрыли представительства. Именно потому, что «СК-Фармация» фактически монополист и диктует свои условия. Например, лоббирует интересы определенных производителей.
Помнится, когда создавали это предприятие, Биртанов, тогда еще министр здравоохранения, выступал и доказывал, что нам оно нужно как воздух. Для чего его вообще учредили? Якобы раньше какое-то лекарство в одном месте покупали за 800 тенге, а в другой области — за 8 тысяч. Потому что лекарственные препараты сами медицинские организации закупали напрямую.
Почему хваленая китайская медицина пасует перед коронавирусом? — Обзор казСМИ
И бывший министр доказывал, что нужен единый дистрибьютор, который бы работал сначала в рамках гарантированного объема медицинской помощи, а потом — услуг фонда обязательного медицинского страхования.
Но с введением системы страхования нужда в этом дистрибьюторе совершенно отпала
Можно снова все отдавать в конкурентную среду, рынок сам все отрегулирует.
— Далее, обязательно должны быть расписаны методы контроля, а где они? В этом постановлении ни о чем подобном не упоминается.
— Зато упоминаются предельные цены. Выше уже поднимать нельзя.
— Но опять-таки неясно, какие именно. Может быть не выше пятисот процентов? Слишком много неизвестных.
— И все-таки какие именно последствия будут у этого решения? Может на самом деле к лучшему? Может появятся дешевые и качественные лекарства?
— Дешевые и качественные не появятся. Может и пытаются регулировать цены на препараты, но делать это таким образом ошибочно, страдает качество. Я уже говорил, что
за последние 2-3 года с рынка Казахстана ушли многие представительства фармкомпаний
Они перестали продавать качественные антибиотики и тому подобные препараты. Зато на рынке засилье лекарств сомнительного качества, дающие очень много побочных эффектов. Это дженерики (копия оригинального препарата — прим. авт.), причем даже не первого, а второго-третьего ряда. Их ввозить выгоднее. Например, больнице за излечение одного больного от пневмонии выплачивается из страховки, условно говоря, 30 тыс. тенге.
И не имеет значения, какие препараты при этом использовались — дорогие оригиналы или дешевые дженерики
Понятно, что больнице выгоднее использовать второй вариант, потому что экономится больше.
Просто если появится монополист, в наших аптеках не будет альтернативы. Например, какой-то препарат стоит 15 тыс. тенге за флакон, а его индийский аналог — всего 3,5 тыс. Потребитель мог выбирать. И если есть возможность, лучше уж он купит оригинал, потому что здоровье дороже. Но все идет к тому, что оригиналов как раз не будет, останутся только дешевые дженерики.
У производителей оригинального препарата контроль качества на высочайшем уровне, а у тех, кто купил лицензию, уже не всегда. Товар часто низкосортный и сильно уступает исходникам.