Нур-Султан
Сейчас
12
Завтра
16
USD
431
-2.56
EUR
516
-0.24
RUB
5.69
+0.07

Окно возможностей открывается в августе

521
Э. Полетаев

Казахстанская правящая партия Nur Otan намерена провести предварительные выборы (праймериз) на принципах открытости и демократичности с 17 августа по 3 октября 2020 года. По сути дела, это старт избирательной кампании 2021 года в Мажилис парламента и маслихаты. Можно смело предположить, что эта кампания будет значительно отличаться от предшествующих выборов. И дело не только в продолжающейся борьбе с пандемией коронавируса, изменении социально-экономической ситуации в стране. Сами правила выборов перестройки не претерпели, они будут проходить по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Новизну придает решение Nur Otan о проведении праймериз.

Почему это будет серьезным испытанием для партии? Во-первых, в отечественной практике процедура праймериз применяется впервые, к тому же из-за продолжающихся карантинных мероприятий предварительные выборы наверняка пройдут в онлайн-режиме.

Во-вторых, не всегда внедрение апробированных на Западе институтов и норм дает тот эффект, на который рассчитывают. С учетом сложившихся в Казахстане практик введение технологии праймериз может принести Nur Otan не только политические дивиденды, но и проявление определенных рисков. Скажем, ранее среди активного электората в стране преобладали избиратели старших возрастов, которым формат праймериз малопонятен, а онлайн-технологии освоили далеко не все из них. Поэтому есть риск недостаточного доверия с их стороны и наличия меньшего количества данной группы избирателей. В-третьих, из-за явных провалов некоторых организаций и ведомств в борьбе с пандемией во мнениях людей начали проявляться либо политический нигилизм, выражающийся в скепсисе к институтам власти, либо протестные мысли о том, что избирательные процедуры ничего не изменят.

Несмотря на это, партийный менеджмент Nur Otan, на практике реализуя курс Елбасы по формированию народной партии, гнет свою линию, утверждая, что праймериз – это, в первую очередь, новые возможности участия граждан в политической жизни страны. Постсоветские реалии показывают, что предварительные выборы, как способ политического самовыражения, может себе позволить только сильная партия. Внедрение праймериз, являющихся одним из важных результатов системной партийной перезагрузки, даст возможность определить сильных публичных политиков с новыми идеями, которые сегодня так необходимы стране.

Праймериз пройдут в пять этапов: выдвижение и регистрация кандидатов, их подготовка к агитации, сама агитационная работа, проведение голосования и подготовка списков. Публичные дебаты организуют на трех уровнях: в ходе праймериз, на конференциях районных и городских филиалов партии, на конференциях областных, а также городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент филиалов партии. Все этапы будут контролироваться комитетом партийного контроля, в который также входят гражданские активисты, не члены партии.

Каким требованиям должен соответствовать кандидат? Быть гражданином Республики Казахстан, достигшим 25 лет (к депутату мажилиса парламента) либо 20 лет (к депутату маслихата), постоянно проживать на ее территории последние 10 лет. Необходимо также обладать избирательным правом (не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Многие уверены: для того, чтобы участвовать в праймериз, надо иметь членство в Nur Otan. Однако допускается, что кандидат при выдвижении может и не быть членом партии, но до окончания срока регистрации для участия в праймериз он должен в нее все же вступить. Кроме того, не может участвовать в праймериз и быть кандидатом лицо, признанное судом недееспособным, а также содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята; лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения признана судом. Помимо этого, на праймериз не допускается лицо, исключенное из рядов партии за действия (бездействия), дискредитирующие партию или наносящие ущерб ее интересам. Выдвижение кандидатов осуществляется от первичной партийной организации или путем самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты в пределах только одной области, города или района.

По результатам предварительных выборов новых лидеров Nur Otan ставит в кадровый резерв, будет их рекомендовать как в депутаты, так и на госслужбу. При этом в соответствии с недавними изменениями в законодательстве, в партийных списках должны быть представлены не менее 30% женщин и 20% молодых людей до 35 лет. То есть, выполняя свои внутренние задачи, делая ставку на женщин и молодежь, политические партии Казахстана (не только Nur Otan) реализуют важную для государства функцию их вовлечения в политическую жизнь страны. Можно даже сказать, что партии теперь стали агентами политической социализации важных групп населения, выражения их интересов в борьбе за власть.

Именно эти группы, представляющие собой ощутимую часть казахстанского общества, становятся реальным потенциалом действующей власти. Казахстан намерен сократить уровень гендерного разрыва (участия женщин в политике) и декларирует важность для органов власти такой возрастной категории, как молодежь. Об этом свидетельствует увеличение в последнее время количества соответствующих мероприятий и структур: форумы, конференции, акции и т.д. 2019 год в стране был объявлен Годом молодежи, нынешний – Годом волонтера (большинство добровольцев являются представителями женского пола и молодого поколения).

Молодежи в будущем предстоит принимать стратегические решения. Данный слой населения легко впитывает новации (новые медиа, цифровая экономика, электронное правительство), готов к преобразованиям и активностям, имеет потенциал для созидательной деятельности на благо политического, экономического и культурного развития страны. У молодых казахстанских избирателей возникают шансы консолидироваться вокруг лидеров, которые осознают интересы нового поколения, готовы их представлять и защищать.

При этом в стране не забывают об имеющемся у многих стран опыте активного использования молодежи при решении политических вопросов в протестных акциях (что на днях было продемонстрировано в странах-союзниках Беларуси и России) и даже в так называемых «цветных революциях», где молодежь, как особая социальная группа, была использована в качестве дестабилизирующего фактора. В Казахстане молодежь должна рассматриваться как стратегический ресурс государства, так как от ее от позиции, уверенности в завтрашнем дне и направлениях активности будут зависеть темп и развитие страны, улучшение ее перспектив. Позиция власти по отношению к данной возрастной группе общества известна. Как отметил Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «необходимо создать широкую платформу социальных лифтов, которая будет включать полный комплекс мер поддержки всех категорий молодежи».

Вопрос о включении молодых людей в политическую систему общества все еще стоит остро. Есть пока диссонанс между растущей ролью молодежи в экономической, социальной, культурной, информационной сферах и недостаточной ее представленностью в политической. Играя на опережение, партии и государство должны повышать уровень ее политического участия в упорядоченных легальных институтах, таких как молодежные движения, организации, партии. Чтобы не было стихии и хаоса на улицах и площадях. Перемены должны быть без потрясений.

Как мотивационный фактор политика присутствует в сознании молодежи, но надо повысить ее интерес к ней, сформировать моду на голосование и участие в выборах, как на фактор гражданской ответственности. Не потому, что так нужно, а потому, что это современно. Необходимо дать возможность участия «изнутри», получить соответствующий опыт на основе прозрачности внутрипартийного отбора и консолидации идей.

Это будет непросто. Ведь современной молодежи помимо политики есть много чем заняться. Это учеба, выбор профессии, создание семьи. К тому же у многих молодых людей имеется неустойчивое материальное положение. В свою очередь, существенная доля женщин, как хранительниц очага, предпочитает традиционные сферы деятельности. Но в сегодняшнее время низкая политическая активность данных групп населения недопустима для гармоничного развития государства.

Немаловажное значение имеет использование информационных технологий при организации праймериз. Например, зарубежный опыт свидетельствует, что применение таких технологий привлекательно как для представителей молодежной среды, так и женщин, которые готовы проголосовать онлайн, так как это современно и экономит их время.

Веление времени таково, что знание своих прав и обязанностей, своевременная информированность, наличие мотивации позволят таким социальным группам, как женщины и молодежь, увидеть их непосредственное влияние на политическую жизнь в стране. И сама политика не останется в стороне, став инструментом положительных эмоций и перемен.

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter