Стратегическая цель экономики Казахстана — диверсификация и уход от нефтяной зависимости. В этом направлении предпринимаются важные и эффективные шаги, но на сегодняшний день нефтегазовая отрасль главной движущей силой отечественной экономики.
Стоит хотя бы вспомнить, что, например, по итогам 2018 года 36% средств бюджет получал именно от нефтегазовой промышленности. Ее доля в экспорте Казахстана составляла 62%, а несколькими годами ранее — в 2013 и 2014 — эта доля доходила до 70%. Неудивительно, что с такими показателями нефтегазовая отрасль является одной из самых приоритетных в республике.
К началу 2017 года доказанные запасы нефти в Казахстане составляли более 30 млрд баррелей, что равно 4 млрд тонн. Это 12-е место в мире, второе на постсоветском пространстве после России (12 млрд тонн). В 2019 году совокупный объем добычи нефти в Казахстане составил 90,5 млн тонн. Для сравнения, в 2016 году было добыто 84,5 млн тонн. С середины девяностых уровень ежедневной добычи перешагнул порог в один млн баррелей в день.
Три главных месторождения страны расположены на западе: это Карачаганак, Кашаган и Тенгиз. Во многом они и определяют объемы добычи нефти в стране. Кашаган после долгого простоя заработал на полную мощность в 2016 году.
Казахстанская нефть высоко ценится за рубежом за свою малую сернистость, которая позволяет получать качественный бензин и другие дистилляты. Однако отсутствие выхода к морю порождает определенные сложности в транспортировке на главный рынок — в Европу. Потому казахстанская нефть прокачивается через магистральные нефтепроводы. Три основных: трубопровод Каспийского консорциума (ведет в порт Новороссийска), трубопровод Узень — Атырау — Самара и трубопровод Казахстан — Китай.
Казахстан не только добывает нефть, но и перерабатывает ее, почти полностью удовлетворяя внутренние потребности. В стране функционируют три нефтеперерабатывающих завода — Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Недавно все они прошли капитальную модернизацию. Еще один небольшой НПЗ имеется в Актау, там перерабатывается нефть с местных месторождений, из нее производится строительный битум. Сейчас весь бензин в республике отечественного производства.
Вместе с нефтью в Казахстане добывается и природный газ. Доказанные запасы — 2,4 трлн кубических метров (15-е место в мире, 1,22% от мировых запасов). Подавляющая часть газа добывается на Карачаганаке и Тенгизе (70%). Большая часть добываемого голубого топлива экспортируется в Россию для дальнейшей переработки.
Газ идет по магистральным трубопроводам Средняя Азия — Центр, Туркменистан — Китай, Бухара — Ташкент — Бишкек — Алматы и Бейнеу — Бозой — Шымкент. Крупнейший проект, реализующийся в настоящее время — газопровод Сарыарка. Он позволит газифицировать Нур-Султан, Караганду и другие города центра и севера страны.
Нефтегазовая отрасль стала основным центром притяжения иностранных инвестиций. В республике работают корпорации-гиганты из США, Европы, России, Китая. Их средства вкладываются в развитие месторождений и производства, значительная часть их доходов поступает в бюджет в виде налогов. Характерно, что в годы становления отрасли в независимом Казахстане республика получила 4/5 всех прямых инвестиций, поступавших из-за рубежа. В 2019 году Казахстан привлек почти 222 млрд долларов инвестиций, половина из них ушла в горнодобывающую промышленность, в том числе и нефтегазовую.
Осознавая огромную роль нефтегазовой промышленности в структуре экономики и ее основополагающем экспортном значении, власти Казахстана, тем не менее, стремятся максимально сократить зависимость от экспорта углеводородов. Это, кстати, цель Стратегии-2050. И именно поэтому доходы от продажи нефти и газа вливаются в другие отрасли, масштабные инфраструктурные проекты и программы модернизации.
В течение нескольких лет, с 2014 года, доля нефтегазовых доходов в бюджете республики снижалась, затем, в 2018 году, вновь выросла. Падение цен на нефть в начале 2020 года опять сократило этот процент. Эксперты сходятся во мнении, что нефть еще долго будет главным товаром Казахстана. Важно за это время диверсифицировать экономику и предложить мировому рынку другую продукцию, уверены экономисты.
Уже сейчас огромные средства вкладываются в несырьевой сектор, который включает обрабатывающую промышленность, строительство, сферу услуг. Особенно это актуально на фоне общемировой тенденции к снижению потребления нефти: альтернативные источники, рост числа электромобилей — все это постепенно начинает влиять на глобальную энергетическую конъюнктуру.
И тем не менее специалисты прогнозируют неумолимое продолжение развития отрасли в Казахстане. Перспективными называются участки Абай и Курмангазы на каспийском шельфе, надежды возлагаются также на Каламкас-море и Хазар. Эти проекты планируется развивать совместными усилиями «КазМунайГаза» и зарубежных компаний.
Кроме того, большое значение придается открытию новых производств по переработке нефтепродуктов. Один из амбициозных планов — нефтегазохимический кластер в Атырауской, Актюбинской и Мангистауской областях. На заводах в этих регионах предполагается производить полиэтилен и полипропилен.
Аналогичный проект задумывается и на юге Казахстана. Как считают экономисты, появление таких производств даст мощный толчок для развития смежных отраслей, обеспечит население новыми рабочими местами. В дальнейшем предполагается бурный рост производства готовой продукции, которая обеспечит и внутренний рынок, и станет более прибыльным, нежели сырые нефтепродукты, экспортным товаром.
Очевидно, что нефтегазовая отрасль остается для нашей страны основным поставщиком денежных вливаний и бесспорным лидером в структуре экономики. Но современные реалии требуют новых подходов и неизбежных изменений. В этом ключе отрасль и развивается: с расширением непосредственно производственных мощностей происходит поиск путей для избавления от сырьевой зависимости, с перспективами роста производства широкого спектра конкурентоспособной продукции.