Социальное напряжение растет достаточно быстро, и только горький опыт двух революций удерживает широкие массы от решительных действий.
Складывается ощущение, что в Кыргызстане население и власть имущие живут в параллельных реальностях.
У первых кризис, разруха и коронавирус. У вторых развитие, тотальная цифровизация и важные законы.
Действительность такова: исполнительная власть не справляется с эпидемией, парламент под занавес шестого созыва принимает все спорные законы, судебная власть наказывает только неугодных текущему режиму.
Первомайский районный суд города Бишкека приговорил бывшего президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева к 11 годам тюрьмы. Его признали виновным в незаконном освобождении известного в преступных кругах криминального авторитета Азиза Батукаева.
В Кыргызстане никто другого исхода и не ждал, поскольку Атамбаев попал в жернова системы, которую сам и создал. Защищать бывшего президента никто не спешит. В социальных сетях за Атамбаева выступают лишь его дети – Кадыр и Сейтек, которые недавно возглавили партию отца.
Тюремный срок Атамбаева может превратиться в пожизненный — эксперт
Атамбаев был задержан в своей резиденции в селе Кой-Таш близ Бишкека менее года назад. Тогда в ходе столкновений между сторонниками бывшего президента и милицией погиб один спецназовец и пострадали многие граждане. После задержания стартовал длительный судебный процесс.
В результате, получив срок,
Атамбаев лишился госнаград и званий. А также многочисленных объектов недвижимости, заводов, складов и счетов в местных банках
На какие средства ведут политическую деятельность дети Атамбаева, пока неясно, однако они намерены участвовать в парламентских выборах и вызволить отца. Некогда правящая партия «СДПК» под руководством Кадыра и Сейтека стремительно теряет поддержку. Из нее выходят даже самые верные соратники бывшего президента.
Между тем 30 июня Госкомитет национальной безопасности сообщил о госпитализации Алмазбека Атамбаева. Тест на коронавирус у него отрицательный, но врачи диагностировали двухстороннюю пневмонию. Родные экс-президента уверены, что коронавирусом его заразили умышленно. Об этом они заявили в день его госпитализации.
В начале июня, в самый разгар эпидемии, премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев, сославшись на начавшееся расследование по делу о незаконной продаже радиочастот, взял краткосрочный отпуск. По упомянутому делу экс-президента теперь уже бывший премьер проходил обвиняемым.
15 июня Абылгазиев внезапно ушел в отставку. В официальном сообщении он заявил о своей невиновности и необходимости продолжения деятельности кабинета министров в условиях эпидемии.
Место премьера занял Кубатбек Боронов, первый вице-премьер-министр страны по вопросам безопасности
Абылгазиев проработал на своем посту чуть более двух лет и прослыл самым безынициативным политиком страны. С самого начала не являвшимся независимым кадром, способным к решению социальных вопросов. Его деятельность совпала с политическим кризисом вследствие столкновения бывшего и нынешнего президентов, а неготовность страны противостоять эпидемиологической угрозе добила некомпетентного премьера.
Гюльшат Асылбаева, депутат парламента Кыргызстана инициировала закон «О манипулировании информацией», который более известен под названием «Закон о цензуре в интернете».
По мнению депутата, деятельность фейковых аккаунтов и распространение недостоверной информации в соцсетях создают угрозу национальной безопасности. Бороться с этим явлением депутат предлагает самыми радикальными методами — блокировкой страниц, сайтов и прочих информационных ресурсов.
С самого начала законопроект походил на скандально известный «Пакет Яровой», который приняла Российская Дума. Согласно документу, провайдеры были обязаны хранить весь трафик за шесть месяцев, однако на стадии общественных слушаний закон подвергся изменениям.
Допущений достаточно и в последней редакции закона, который уже прошел все три чтения. Коллеги по креслу закон поддержали, «против» проголосовали лишь 10 депутатов.
Закон объединил многие протестные движения по всей стране.
Общественные деятели заявляют о попытках власти бороться с несогласными, затыкая им рты
Активисты успели провести два митинга напротив Белого дома, требуя отзыва закона, но его все же приняли. Теперь вместе с и гражданским обществом они просят президента не подписывать закон и защитить свободу слова.
По этому случаю в Бишкеке 29 июня прошел мирный марш «Re’акция», участниками стали около двух тысяч граждан. Собравшиеся скандировали: «Мы не рабы», «Гюльшат, сдай мандат» «Вето» и т. д.
Президент Сооронбай Жээнбеков по этому закону решения пока не принял, но вполне вероятно, что он вступит в силу, тогда протестующим придется снова выйти на улицы.
Подобные инициативы перед проведением парламентских выборов осенью этого года выглядят очень подозрительными. Власти с треском проигрывают информационную войну. Видимо, это последние попытки сделать хоть что-нибудь, чтобы получить фору.
Все карантинные меры в Кыргызстане были сняты еще 25 мая. Однако власти не раз просили граждан соблюдать осторожность и даже угрожали закрыть некоторое районы. Поскольку после снятия ограничений люди вернулись к привычной жизни без соблюдения карантинных мер.
В начале июня был зафиксирован беспрецедентный рост случаев заболевания. С того момента более чем 200 новых случаев заражения в сутки стали нормой.
Сегодня очень опасная ситуация складывается в Чуйской области и Бишкеке. Система здравоохранения не успевает обслужить всех зараженных, а колл-центры по ранней диагностике коронавирусной инфекции работают на износ.
Сдать тест на коронавирус всем желающим невозможно — лаборатории тоже работают на пределе своих возможностей.
Наряду с этим растут случаи пневмонии. Минздрав подобные события никак не комментирует. И уже сейчас можно утверждать, что национальная система здравоохранения готова сдаться.
Заболевшие коронавирусом в социальных сетях ведут онлайн-дневники, а подписчики советуют различные методы лечения.
Между тем Министерство здравоохранения рапортует о нехватке мест в больницах. В экстренном порядке закупаются новые машины скорой помощи и привлекаются студенты медицинских учебных заведений.
На данный момент взрывного роста жертв коронавируса в Кыргызстане пока не наблюдается, однако по словам независимых экспертов, это лишь дело времени. Уже в середине июля будет пик смертности. Тем не менее число подтвержденных случаев растет в геометрической прогрессии. На 2 июля зафиксирован очередной «антирекорд» — более 500 новых случаев.
Власти страны говорят, что причин повторно вводить режим ЧП пока нет. Однако некоторые ограничения приняли, в основном это касается общественного транспорта и точек общепита. Ресурсов для поддержки населения во время повторного карантина у государства нет, вследствие чего нет и более конкретных мер. Заедайте лимоны имбирем, запивайте горячим чаем и постарайтесь не умереть.