Исторически так сложилось, что отстаивая целостность государства, предки казахов периодически воевали. Одним из камней в фундаменте победы был военный совет, он собирался перед каждым сражением.
Казахская традиция Әскери кеңес шақыру (созывать военный совет) берет свое начало в далеких веках. Историк Геродот писал, что когда персидский царь Дарий пришел на земли саков с войной, решение, как ему ответить, было принято именно на военном совете. К царю Дарию был отправлен глашатай, послав птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Таким способом саки дали понять:
«Если вы, персы, не улетите в небо как птицы, или не зароетесь в землю как мыши, или не поскачете в болото как лягушки, назад не вернетесь, пораженные этими стрелами».
Так как предки казахов были кочевым народом, во время похода они часто совещались, сидя на боевых конях. Приск Панийский (V в.) в книге «Готская история» пишет следующее:
Кому и как казах мог отдать сына — традиция Аманат
«Они устроили съезд вне города, сидя на конях, так как у них не было в обычае вести совещания спешившись; поэтому и римские послы, заботясь о своем достоинстве, явились к скифам с соблюдением этого обычая, чтобы не пришлось беседовать одним на конях, а другим пешими…»
В военном совете принимали участие глава государства – хан, а также военачальники, батыры и бии. Приглашались и женщины-воины, чье слово на совете ценилось наравне с ханским.
Каждый приглашенный имел право высказать свое мнение, но многословие не приветствовалось. Взявший слово должен был кратко и логично предложить план победы в сражении. В итоге приходили к одному знаменателю.
Соблюдая традицию Әскери кеңес шақыру, казахи руководствовались народной мудростью:
Келісіп пішкен тон келте болмас
Если кроить шубу вместе, она не будет короткой.
Шокан Уалиханов в статье «Исторические предания о батырах XVIII века» описывает:
Робин Гуды казахских степей, или почти забытое искусство — традиция Садақ тарту
«Скоро хан снялся с поля, и каждый род сгруппировался под своим значком. Выехали вперед батыры в кольчугах и шлемах с перьями, с луками и стрелами, подошли к хану и образовали кружок. Так велел совет: решено напасть на неприятеля, хотя он и в превосходном числе».
Военный совет созывался как в ставке хана, так и в чистом поле, в зависимости от ситуации. Во время военного похода несколько юрт ставились вплотную и имели общее название Ереуіл кеңес үйі (походная юрта для совета).
Вот как описывает военный совет писатель Ильяс Есенберлин в романе «Хан Кене»:
«Кенесары вместе с супругой Кунимжан прошли в соседнюю сдвоенную юрту, называемую Ереуіл кеңес үйі. Все батыры были уже здесь — Наурызбай, Агыбай, Кудайменде, длинноусый смуглый Бухарбай, присоединившийся к ним недавно выходец из рода атыгай известный борец Басыгара, алтайские батыры Жанайдар и Тулебай, присланный Жоламаном молодой батыр Байтабын и другие.
Кроме них в юрте находились сестра Кенесары – Бопай, брат его – султан Абылғазы. А рядом с вещим певцом Нысанбаем, недалеко от двери, сидели за круглым и невысоким столом советники: горбоносый Сайдак Оспанулы и синеглазый польский поэт Иосиф Герберт, прозванный в степи Жусупом.
Как старший, повыше их, сидел Алим Ягудаулы, белокурый татарин с широким лбом и умными глазами. И уже в стороне, на большом сундуке для документов, расположились особенно доверенные люди…
Подиум Великой степи: за что били джигитов — традиция Қыз қуу
Когда вошел Кенесары, все встали, скрестив руки на груди, и склонились в поклоне. Он поклонился в ответ и сел на большой, покрытый ворсистым бухарским ковром сундук, стоящий напротив двери под зеленым знаменем. Остальные тоже опустились на ковры, поджав ноги.
– Славные батыры и вожди трех казахских жузов! – сразу начал Кенесары. — Ни одного дня покоя не видели мы с тех пор, как начали наше благородное дело. Велики были трудности и лишения, но мы преодолели все. Народ казахский похож сейчас на бурную реку в половодье, переполнившую русло и рвущуюся на простор.
Чтобы не потерять доверия людей, нам следует от мелких схваток перейти к настоящей войне. Поэтому мы решили начать штурм…
Всеобщий радостный вздох был ему ответом.
– Правильно!..
– Пора!
– Бог нам поможет!..»