Согласно Стратегическому плану развития, опубликованному Министерством энергетики, в ближайшие годы в Казахстане будут строиться новые нефтепроводы, проводится газификация регионов, а также доводится до ума инфраструктура СЭЗ.
По данным Министерства энергетики, в 2019 году добыча нефти составила 90,5 млн тонн, увеличившись на 0,14 млн тонн по сравнению с предыдущим годом. Объем переработанной нефти составил 17,116 млн тонн, что на 0,7% (или 4,4%) больше объемов 2018. То есть добыча в республике растет быстрее, чем ее переработка. Но и это позволяет на 100% обеспечивать внутренний рынок бензин, дизельным топливом и авиакеросином.
«Нефтетранспортная инфраструктура представлена основными действующими экспортными маршрутами казахстанской нефти: трубопровод Атырау — Самара, трубопровод Каспийского Трубопроводного Консорциума, трубопровод Атасу — Алашанькоу.
Основные объемы добытой нефти традиционно экспортируются на рынок Европейского Союза и Китая»,
— отмечается в документе.
Две основные проблемы, которые выделены в стратегическом плане.
Одно из направлений стратегии развития – дальнейшее развитие переработки нефти. Приоритетом является полная обеспеченность собственного рынка горюче-смазочными материалами в соответствии с новыми стандартами экологичности к 2025 году. Проблем с сырьем не ожидается.
Почему в стране исчезают качественные лекарства? — врач
«В сегменте разведки и добычи нефтяная отрасль Казахстана обеспечена значительными запасами на временном горизонте в 15-20 лет в связи с развитием проектов «большой тройки» — Кашаганского, Тенгизского и Карачаганакского месторождений. В частности, до 2030 года планируется ряд проектов, которые позволят значительно нарастить объемы добычи — например, первая и вторая фазы разработки Кашаганского месторождения, третья фаза разработки Тенгизского месторождения и другие», — говорится в плане.
Впрочем, это не значит, что новые разведывательные работы вестись не будут: в перспективе даже планируется создать национальный резервный фонд месторождений. Впрочем, этому противоречит уже следующий пункт стратегического развития:
«Вовлечение в разработку ресурсов, нерентабельных в текущих условиях налогообложения, регулирования и уровня технологического развития, посредством создания экономических и фискальных стимулов к углублению разработки и развитию применяемых технологий повышения нефтеотдачи», — отмечается в стратегическом плане.
С точки зрения экспорта сырой нефти в долгосрочной перспективе структура внешнеторговых партнеров Республики Казахстан сохранится, за исключением растущей доли Китая.
За месяц казахстанцы скупили 351 млн долларов – тренды валютного рынка
Европейский рынок сырой нефти будет стагнировать. Однако снижение спроса на казахстанскую нефть на данный момент не прогнозируется. Основным драйвером изменения динамики спроса в долгосрочной перспективе станет Азиатско-Тихоокеанский регион — в частности, Индия и Китай. Но для этого нужна дополнительная инфраструктура
«На текущий момент единственной рентабельной возможностью транспортировки нефти в восточном направлении является Казахстанско — китайский трубопровод мощностью до 20 млн тонн в год. Этот трубопровод спроектирован для транспортировки нефти месторождений Южно-Тургайского нефтегазоносного региона — Жанажол, Кенкияк и др.
Соответственно, уже сейчас для того, чтобы максимально капитализировать сотрудничество с Китаем в рамках нефтегазового сектора, необходимо планировать соединение казахстанско-китайского трубопровода с месторождениями Прикаспийского нефтегазоносного региона», — говорится в документе.
Добыча газа в Казахстане растет быстрее, чем нефти. В 2019 году было добыто 56,4 млрд кубометров – на 1,02% (0,9 млрд) больше уровня 2018 года. Однако часть просто утилизируется.
«Попутный газ добываемый нефтегазовым комплексом республики составляет 900/0 от добываемого газа и требует переработки на газоперерабатывающих заводах: Казахский (Мангистауская область), Тенгизский (Атырауская область) и Жанажольский (Актюбинская область) до параметров товарного газа (перерабатывается 55% газа).
На месторождениях, где переработка попутного газа нецелесообразна, утилизация газа без его переработки осуществляется путем использования на технологические нужды (около 15%), закачки в пласт с целью хранения и поддержания внутрипластового давления (порядка 30%)», — отмечается в документе.
Таким образом, производство товарного газа в 2019 году составило 33,1 млрд кубометров, что на 0,2 млрд меньше, чем годом ранее. Но в министерстве энергетики уже знают, как дополнительно получить еще несколько миллиардов.
«Существенный дополнительный ресурс товарного газа может появиться за счет переработки части сырого газа, используемого на ряде небольших и удаленных от газопроводов месторождений в полном объеме на подогрев нефти, производство электроэнергии и прочие виды расхода газа на собственные нужды и потери, либо осуществляющих сжигание газа на факелах.
Если бы коронавируса не было, его стоило бы придумать — эксперт
По таким месторождениям следует рассмотреть возможность оптимизации расходов газа на собственные нужды и потери с применением новых технологий по переработке и транспортировке газа, либо строительством национальным оператором центров сбора и переработки сырого газа. По предварительным оценкам, потенциал данного направления оценивается на уровне до 3-5 млрд в год», — говорится в стратегическом плане.
Главная проблема сектора – это высокие затраты на развитие газотранспортной инфраструктуры Казахстана, в результате чего внутренний рынок республики не полностью обеспечивается природным газом. В 2019 году уровень газификации составил 51,5%, при этом часть регионов (восток и север) доступа к голубому топливу не имеют. Восполнение этого пробела и станет главной задачей на ближайшие годы.
Но, пожалуй, самое перспективное направление развития – нефтегазохимия. За 2019 год объем производства нефтегазохимической продукции составил 898 тыс. тонн (в 2018 году — 830 тыс. тонн). При этом в республике действуют 4 завода по производству дорожного битума, суммарная максимальная мощность которых составляет 1,2 млн тонн/год.
«Задача по обеспечению внутреннего рынка нефтяным дорожным битумом в 2019 году выполнена, поэтому с 2020 года указаны другие виды нефтегазохимической продукции, такие как метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), полипропилен гранулированный, бензол, параксилол и др. (объем производства которых в сумме составляет 400 тыс. тонн.)», — говорится в документе.
Изъятие сомнительных вкладов граждан: введет ли Казахстан эту меру?
Главная проблема –отсутствие нефтехимических производств мирового уровня. Это ведет к недостатку операционного опыта, необходимого для реализации крупных проектов; проблеме с кадрами и обучением. Также влияет и недостроенная инфраструктура специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», что препятствует привлечению инвесторов в нефтехимические проекты. Ожидается, что именно эта СЭЗ будет определять развитие сектора в республике.
«Для эффективного и ускоренного развития отечественной нефтегазохимии требуется поддержка государства в части обеспечения специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» готовой инфраструктурой.
Как следует из мирового опыта, готовая инфраструктура химических парков позволяет экономить компаниям до 20% капитальных и до 15% операционных затрат. Обеспечение готовой инфраструктурой позволит в установленные сроки реализовать основные проекты и привлечь новые инвестиции», — говорится в стратегическом плане.