Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Искусство, которое стоит войны: почему мэр Стамбула купил портрет султана за миллион

1777

Мехмед Завоеватель

Фигура Мехмеда II-го, седьмого по счету правителя османов, для истории турецкого государства архиважна. Его правление символизирует начало нового рубежа развития государства.

Фатих Султан Мехмет покорил Константинополь, получил титул Фатиха Завоевателя в возрасте 21 года и превратил турецкое государство в империю

В ходе Балканских войн и венецианского похода султан обеспечил Османской империи контроль над Сербией, Мореей и Трапезундом (современный Трабзон) в северном регионе современной Турции. В копилке его побед завоевание Боснии, Албании и анатолийских территорий.

Беллини и Мехмет

Самый известный и растиражированный прижизненный портрет Фатиха Султана Мехмета в Турции знает каждый школьник. Автор — итальянец Джентиле Беллини. Портретов несколько. И тот, о котором идет речь, покинул страну на долгие пять веков!

Известно, что султан тоже умел рисовать и неплохо разбирался в живописи. Во дворце Топкапы в Стамбуле хранится тетрадь с его детскими рисунками. Между прочим, это изображения людей и прочих живых существ. Напомню, что в исламе существует запрет на изображение всего живого, и особенно человека. Ибо творить позволено только Богу!

Если верить легендам, султан всегда мечтал иметь свой портрет и сделал выбор в пользу итальянских живописцев, что логично. Так состоялась встреча художника и правителя большой империи

На одной из первых встреч Мехмет раскритиковал картину Беллини с изображением отрубленной головы Иоанна Крестителя. Мол, отрезанные головы выглядят не так. И… показал голову только что казненного…

Итальянец провел в Турции год. Правитель и художник расстались почти друзьями. Но через несколько месяцев султан умер, а его сын и преемник, восьмой султан Османской империи Баязид II, распродал все работы Беллини. Неблагодарный потомок.

Мэр Стамбула Экрем Имамоглу

Не могу не сказать буквально пару слов об Экреме Имамоглу, нынешнем мэре Стамбула. Хозяином самого значимого города Турции он стал год назад. Победа была нелегкой. Ведь Имамоглу является представителем оппозиционной Народно-Республиканской партии Турции. А она считается партией элит, то есть партией образованных и прогрессивных людей.

На выборах он обошел кандидата от правящей Партии справедливости и развития Бинали Йылдырыма, ближайшего соратника президента Турции Реджепа Эрдогана.

Стамбул — финансовый и экономический центр страны. Президент Эрдоган не раз говорил, что победа в этом городе означает победу в Турции. Так что

турецкие аналитики считают нынешнего стамбульского мэра потенциальным лидером страны

Момент весьма важный для понимания политической подоплеки истории с портретом.

Мой знакомый из Стамбула пояснил, что в турецких университетах трепетно относятся к своему прошлому. Патриотизм взращивается с начальных классов.

— Я помню, как лет 15 назад по всему Стамбулу висели плакаты в честь годовщины завоевания этого города.

На мой вопрос, как политические силы в Турции могут воспринять приобретение картины за миллион долларов в период пандемии, он ответил:

«Возмущаются либералы, левые, республиканцы. Более консервативно настроенные просто промолчат, а таких много — почти половина населения. Это как раз сторонники АКП, партии Эрдогана. Но этот портрет не просто портрет какого-то султана, это изображение самого завоевателя Стамбула. Националисты (сторонники партии МХП, Milliyetçi Hareket Partisi) такому приобретению будут только рады».

Искусство стоит войны

Известный казахстанский искусствовед Валерия Ибраева считает покупку портрета Мехмета Завоевателя очень важным жестом турецкого государства.

— Известно, что во время Второй мировой войны Черчилль подписывал бюджеты музеев и на реплики «Как же так, у нас же война!» отвечал: «А ради чего мы воюем?»

Пандемия — это тоже своего рода война. Но пандемия явление временное. И турецкое государство смотрит вперед. Пандемия закончится, а искусство останется.

И этот портрет не только произведение искусства, он важен для современной политической ситуации в Турции. Неоосманизм, с одной стороны, будирует консервативные течения в турецком обществе, а с другой — возрождает культуру, которую в свое время запретил Ататюрк.

Османский период в истории этого государства один из интереснейших. И, собственно говоря, основополагающий. Поэтому это очень важный жест турецкого государства. Говорить о расцвете исламского консерватизма и в то же время приобретать европейскую живопись… Джентиле Беллини выходец из известной венецианской семьи художников, и его работы важны для мирового истории искусства.

Во-вторых, это портрет человека, который очень важен для истории Турции.

В-третьих, это свидетельство глобализации в 15 веке, распространения и взаимного влияния культур. При разрушении и захвате Константинополя одновременно происходит живописная фиксация персонажей, которые это совершали. С одной стороны, цивилизация рушится, а с другой — цивилизация наступает.

Здесь рождается много интересных мыслей. То есть это не простая покупка, это повод для многих дискурсов — цивилизационных, исторических, политических, — говорит искусствовед.

Валерия Ибраева уверена, что это поступок турецкого государства только со знаком плюс.

Цена не имеет значения

Искусствовед, магистр философии и истории религии, куратор современного искусства Яна Малиновская согласна с тем, что это действительно хорошо и с политической, и с исторической точек зрения.

— Мехмет Завоеватель знаковая историческая личность, и для государства это хороший информационный повод повысить национальную гордость. В этом случае цена картины значения не имеет. Я полагаю, что событие это не только культурное, но и политическое.

Ведь нет чистой культуры, религии или политики — все гибридно. Поэтому все события можно рассматривать из разных плоскостей

И еще интересный аспект: Турция страна мусульманская, а ислам не рекомендует изображать человека. Хотя мы, конечно, помним прекрасные персидские миниатюры. А тут целый портрет, государственная покупка.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter