Валовый региональный продукт казахстанских приграничных регионов формирует 38% ВВП страны. Однако существуют и специфические ограничения.
Для Казахстана как страны, имеющей значительный пограничный периметр, существенной проблемой является обеспечение сбалансированного развития приграничных регионов, значительно различающихся по экономическим, природным, демографическим и иным параметрам.
С одной стороны, приграничное положение дает регионам определенные преимущества. С другой – налагает специфические ограничения, связанные с пограничным режимом и режимом безопасности государственной границы. Как Казахстану удалось с максимальной пользой для себя граничить с разными по величине экономиками и разными по структуре политиками, рассказала экономист, руководитель представительства КИСИ при президенте РК в Алматы Асель Абен.
— У Казахстана самая длинная граница с Российской Федерацией. Кроме соседства, мы также состоим в ряде региональных объединений, в том числе в ЕАЭС. Но у нас разные экономики, а следовательно, разный КПД от этого сотрудничества. Есть ли шансы более-менее уравнять показатели?
— Наиболее динамичным для Казахстана в рамках ЕАЭС является сотрудничество в зоне российского приграничья. В нее вовлечены 12 российских (Республика Алтай, Алтайский край, Новосибирская, Омская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская области) и 7 казахстанских (Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области) регионов.
Для национальных экономик как России, так и Казахстана эти регионы имеют большое значение. Валовый региональный продукт (ВРП) приграничных с Казахстаном регионов России формируют в совокупности до 12% ВВП страны, а ВРП казахстанских приграничных регионов — 38% ВВП РК.
Как в Казахстане, так и в России вопросам приграничного взаимодействия придается большое значение. Об этом свидетельствует организация и проведение ежегодного Форума межрегионального сотрудничества между двумя государствами. В 2019 году в Омске прошел 16-й по счету форум.
Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что это мероприятие стало доброй традицией и полноценным механизмом взаимодействия между государствами.
Динамика торговых отношений с Россией демонстрирует тенденцию к увеличению.
С момента проведения первого Форума межрегионального сотрудничества в 2003 году товарооборот между Казахстаном и Россией вырос в 3,7 раза
По итогам 2019 года объем взаимной торговли между нашими странами в рамках ЕАЭС составил 19 653,3 млн долларов США. Это примерно 32% от общего объема взаимной торговли между всеми членами ЕАЭС.
Во внешней торговле Казахстана значение России как торгового партнера довольно существенно, доля составляет порядка 20%. Но в обратном направлении роль Казахстана как страны — торгового партнера для России остается пока незначительной.
В совокупном стоимостном объеме российского экспорта доля Казахстана составляет примерно 3-3,5%, импорта — около 2%
Но есть положительная динамика. Торговые отношения наиболее развиты с пятью российскими регионами – Омской, Курганской, Челябинской, Оренбургской и Астраханской областями. На них приходятся основные показатели от общего товарооборота.
— На чем в основном специализируются приграничные регионы Казахстана и России?
— Направленность в основном сырьевая. С обеих сторон российско–казахстанской границы присутствует доминирующий по объемам экспорта регион. В России это Тюменская область, на нее приходится больше половины совокупного экспорта приграничных регионов. В Казахстане — Атырауская, на которую приходится почти 2/3 совокупного экспорта приграничных регионов РК.
В совокупном валовом продукте российско–казахстанского приграничья добыча полезных ископаемых составляет примерно 25-28%
На обрабатывающую промышленность приходится примерно 15%, транспорт, связь и торговлю — по 10-12%. Значительная часть добываемых полезных ископаемых в северных областях Казахстана потребляется российскими металлургическими производствами, расположенными в приграничных регионах.
Это во многом объясняется тем, что в советские годы российско-казахстанское приграничье развивалось в рамках единого народно-хозяйственного комплекса. Его специализация была связана с металлургической, нефтехимической промышленностью и машиностроением.
Однако российская сторона приграничья более диверсифицирована по сравнению с казахстанской
Наиболее перспективными направлениями сотрудничества в приграничных зонах являются сельскохозяйственное машиностроение, биофармацевтика, сфера образования, переработка сельхозпродукции. Это способствует диверсификации экономики сопредельных территорий и отхода от сырьевой специализации.
— Кыргызстан — еще один важный для Казахстана партнер и сосед. С ним, как и с Россией, у нашего государства довольно часто случаются торговые споры.
— Приграничное сотрудничество с Кыргызстаном развивается также динамично. Сейчас товарооборот между двумя странами составляет свыше 850 млн долларов США. Казахстан — значимый торговый партнер для Кыргызстана.
Доля нашей страны в общем объеме экспорта Кыргызстана составляет примерно 15%, в импорте – 11%
Более 50% взаимной торговли между нашими государствами приходится на приграничные регионы. К примеру, в приграничной с Казахстаном Чуйской области Кыргызстана находятся 80% казахстанско-кыргызских СП.
Во время госвизита в Кыргызстан в конце 2019 года Касым-Жомарт Токаев предложил создать логистический центр по оформлению и обработке товаров на казахстанско-кыргызской границе с целью поддержки и стимулирования экспортно-импортных операций. Создание такого центра значительно улучшит инфраструктуру контрольно-пропускного пункта, повысив пропускную способность. И конечно же, сделает прозрачным теневой оборот.
Приграничные области Казахстана и Кыргызстана также имеют большой потенциал и перспективы для сотрудничества в таких сферах, как транзитные перевозки, торговля, животноводство и овощеводство, переработка продукции сельского хозяйства.
В целом в сфере приграничного сотрудничества в рамках ЕАЭС сохраняется значительный нереализованный потенциал.
— Несмотря на повышенное внимание партнерству Казахстана со странами ЕАЭС, у нас есть и другие соседи, с которыми деловые отношения налаживались десятилетиями.
— В объемах торгово-экономического сотрудничества Казахстана я отмечу значимую роль Узбекистана. По данным казахстанской статистики, в 2019 году товарооборот между странами составил более $2,75 млрд, а между Казахстаном и Туркменистаном — 145 млн.
При этом за последние 6-7 лет товарооборот между странами увеличился более чем на $850 млн, а с Туркменистаном, наоборот, сократился на более $166 млн
Экономика Узбекистана более диверсифицирована по сравнению Казахстаном. Она обладает значительным потенциалом, чем, несомненно, вызывает особый интерес нашей страны. В свою очередь, Казахстан входит в пятерку ключевых торговых партнеров Узбекистана.
Кроме того, укреплению и наращиванию торговых отношений между странами способствует имеющаяся договоренность о строительстве международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» (МЦТЭС) на приграничных территориях. В полноценном режиме он должен начать функционировать к 2025 году. МЦТЭС станет современным транспортно-логистическим центром с необходимой инфраструктурой и объектами оптово-розничной торговли.
Строительство МЦТЭС решает следующие задачи:
— Кроме того, Казахстан и Узбекистан являются друг для друга транзитными странами. А потому для них важен вопрос улучшения качества и повышения эффективности работы пропускных пунктов на приграничных территориях.
Межрегиональные связи между Казахстаном и Узбекистаном развиваются динамично. В начале 2020 года в городе Ургенче Хорезмской области состоялся уже II Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и Узбекистана.
После его завершения было подписано 52 документа о развитии экономического сотрудничества в различных сферах на общую сумму 500 млн долларов США
Активную деятельность осуществляет также Деловой совет «Узбекистан-Казахстан». Решение о его создании было достигнуто в рамках госвизита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Казахстан в марте 2017 года. На мой взгляд, и Казахстан, и Узбекистан должны стать больше взаимодополняющими, чем конкурирующими экономиками в регионе.
Приграничная зона казахстанско–туркменской границы характеризуется наличием негативной эколого–демографической ситуации. Она обусловлена некачественным питьевым водоснабжением, низким естественным приростом населения, интенсивностью миграции по выезду и низким уровнем рождаемости.
— Нельзя не упомянуть и казахстанско-китайское соседство. В последние годы мы активно экспортируем в Китай продовольствие. Взамен получаем технику и товары народного потребления.
— Схожесть природохозяйственных, этнографических, экономических и иных условий приграничных районов Казахстана и Китая обуславливает необходимость развития сотрудничества в различных отраслях экономики.
Сейчас в структуре казахстанско–китайского товарооборота более 70% занимает Синьцзян–Уйгурский автономный район (СУАР) Китая.
По итогам 2019 года товарооборот между Казахстаном и Китаем достиг $14,3 млрд
За последние три года товарооборот между странами увеличивался в среднем на 22,5% за год. Из них большая часть приходится на товарооборот между Казахстаном и СУАР. Более половины общего объема внешней торговли СУАР обеспечила приграничная торговля с Казахстаном. Китайские источники сообщили, что в 2018 году объем внешней торговли СУАР с Казахстаном достиг 104,9 млрд юаней.
Позитивное влияние на развитие сотрудничества в казахстанско-китайской приграничной зоне оказывает Международный Центр Приграничного Сотрудничества «Хоргос» в составе специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». Он является одним из крупнейших совместных проектов, которые реализуются по инициативе глав Казахстана и КНР.
Строительство и запуск МЦПС создало благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций. Китайская сторона активно использует все преимущества МПЦС на своей территории.
Здесь реализуется в общей сложности 35 ключевых проектов с общим объемом инвестиций более 30 млрд юаней (около $4,31 мрлд)
Казахстанская сторона на своей территории во многом уступает в темпах строительства и ввода необходимых инфраструктурных объектов МЦПС, тем самым снижая потенциал экономической зоны.
— Статистика вроде говорит, что «хоргосский» КПД постепенно растет.
— Конечно, работа ведется. На начало 2019 года привлечено 12 инвестиционных компаний общей площадью строительства 32,7 га и площадью зданий 193 тыс. кв. метров.
С момента открытия МЦПС «Хоргос» в 2012 году ежегодно увеличивается число посетителей. В прошлом году их было более 3,3 млн
Сухой порт в специальной экономической зоне «Хоргос — Восточные Ворота» является основным торговым каналом, предлагающим международные транзитные, логистические и складские услуги.
Как отмечают китайские источники, по итогам 2018 года товарооборот, осуществленный через пограничный переход Китая с Казахстаном «Хоргос», достиг 135,2 млрд юаней. Грузооборот превысил 35,74 млн тонн.
Этот погранпереход занимает первое место среди всех пунктов пропуска Синьцзяна
В то же время особенность казахстанско-китайских экономических отношений, в том числе и приграничного сотрудничества, связана с комплексом демографических, территориальных и экологических проблем.
Основными трансграничными экологическими проблемами казахстанско–китайского сектора являются вододеление и загрязнение трансграничных рек Или и Иртыш. Остро стоят проблемы деградации, засоления и подверженности эрозионным процессам орошаемой пашни, нормирования пастбищной нагрузки и опустынивания пастбищных угодий.