Второй карантин призван снизить нагрузку на здравоохранение, но при этом вновь ударит по бизнесу, который еще не восстановился от предыдущего карантина.
Неизбежно давление на экономику и на курс тенге, считает экономист Арман Байганов.
— Даже сейчас бизнес терпит убытки после весеннего карантина. Государство не стимулировало потребительский спрос населения — не выделяло нужные деньги. Выплат в 42500 недостаточно — это слишком маленькие деньги.
Что касается курса тенге, я полагаю, его и сейчас искусственно поддерживают. И даже при этом я вижу негативный сценарий для его ослабления
Второй фактор, этому способствующий — высокая базовая ставка. В Казахстане она составляет — 9,5%. А вот в России — 4,5%. Рано или поздно нам придется вынужденно снизить базовую ставку. Иначе наш бизнес будет терпеть убытки из-за дорогих кредитов.
Многие будут не в состоянии выплачивать кредиты. У кого есть депозиты — начнут их «проедать». Это может привести к банковскому кризису, затем к очередному спасению банков государством, затем — дефицит бюджета, что повлияет и на ослабление тенге.
— Сейчас реальный курс тенге должен быть, как минимум на 5% ниже. А при введении карантина курс может еще ослабнуть.
В странах, где рынок более развит и курс регулируется рынком, валюты в случае введения карантина резко дешевеют
У нас же новость об этом никак не повлияла на курс — тенге остался примерно на том же уровне, — констатирует Байганов.
Экономист Арман Бейсембаев придерживается более оптимистичной точки зрения. Он убежден, что очередной карантин вряд ли сильно повлияет на курс тенге.
— Следует вспомнить, что когда вводился первый карантин, обстановка в мире была напряженная. Тогда нефть очень сильно падала, рушились и фондовые рынки — сыпалось практически все. Сверху наложилось введение карантина, что стало шоком для большинства — была полная неопределенность. Но
карантин не выступал основным фактором для падения тенге — лишь немного «подогрел» ситуацию
На сегодняшний день основные триггеры, прямо влияющие на курс, чувствуют себя неплохо. А меры по введению карантина уже не вызывают шок, как было в предыдущий раз.
И рынки это не затрагивает, так как вероятность подобного сценария в них уже заложена, — убежден экономист.
И даже если пострадает бизнес, по мнению Бейсембаева, на зависящей от нефти экономике Казахстана это особо не скажется. Хотя несущественное давление на курс тенге возможно. Сейчас же наблюдается отскок, после снижения, вслед за нефтью.