15 июля участники ОПЕК+ будут обсуждать возможное увеличение добычи нефти. Предположительно на 2 млн баррелей в сутки.
Одни эксперты полагают, что это отразится на нефтяных ценах, а значит, на экономике и валюте Казахстана. Другие какие-либо перемены связывают с другими факторами.
Экономист Олжас Тулеуов увидел новые риски (хотя и умеренные) для тенге в ближайший месяц два.
— По оценкам того же Минэнерго США,
в третьем квартале 2020 года ожидается дефицит нефти в мире на среднем уровне в 3 млн баррелей в сутки,
что больше предполагаемого объема восстановления добычи странами ОПЕК+ (2 млн баррелей в сутки), — написал он в своем Telegram-канале.
Почему упала нефть и тенге: хроника
Несмотря на то, что на первый взгляд, речь пойдет о небольших объемах, последствия для нашей экономики и тенге могут быть оказаться крупными.
— Во-первых, наблюдаемые цены на нефть в районе 40-43 USD за баррель вероятно уже учитывают более ощутимый рост дефицита сырья в ближайшей перспективе. Его сокращение из-за некоторого восстановления добычи ОПЕК+
может привести к нарушению данного ценового баланса, в результате чего котировки нефти могут пойти вниз,
— считает он.
Во-вторых, пандемия снова набирает обороты, ряд стран вновь возобновляют карантин. Значит, спрос на нефть может и не восстановиться, зато добыча вырастет. Тогда нефтяные цены тоже могут обвалиться.
— Отсюда исходит, что и
курсы валют стран-нефтеэкспортеров, включая тенге, могут оказаться под дополнительным давлением
Так, ранее мы указывали, что сейчас основную тревогу для курса тенге в краткосрочном периоде вызывает условная девальвация рубля в России. Также Нацбанк в качестве курсовых рисков отмечал вероятный рост дефицита текущего счета платежного баланса Казахстана, — перечислил Тулеуов.
Чем опасно грядущее увеличение добычи нефти?
Хотя для Казахстана могут быть и положительные стороны.
— Более умеренное падение добычи нефти, следовательно более сдержанное негативное влияние на объемы выпуска в горнодобывающей отрасли, нефтепереработке, химической промышленности и нефтесервисе, — подытожил Тулеуов.
Экономист Вячеслав Додонов поводов для паники не видит. Он отметил, что
2 млн баррелей в сутки — это около 2% от общей добычи
А такой объем ни на что существенно повлиять не может.
— Теоретически увеличение добычи должно отражаться на рыночных ценах. В воскресенье (12 июля) о будущих переговорах стало известно. Появились комментарии, мол, ждем снижения цен. Но в понедельник никакого снижения мы не увидели. Цены остались на том же уровне, — сказал он.
«Вразумите ответственных за курс тенге» — Своик
То есть рынок не рассматривает возможные договоренности как сколько-нибудь значимый фактор. Тем более, что еще неизвестно, удастся ли их достигнуть. Предыдущие сокращения стран ОПЕК были настолько серьезными, что нынешние «лишние» два миллиона мизерный показатель.
Есть гораздо более влиятельные факторы. Самый значимый из них — пандемия.
Хотя пока еще не до конца ясно ее влияние на экономику в ключевых странах
— Например, мы видим ухудшение ситуации в тех же США. Что должно давить на рынки. Но этого не происходит, — сказал Додонов.
Кроме того, он упомянул
сланцевую нефтедобычу, объем которой в целом сократился, несмотря на небольшой скачок в последний месяц
— И многое зависит от того, как будут себя сейчас вести центральные банки и ФРС. Ранее в рамках антикризисных мероприятий ФРС запускала очень большую программу выкупа активов.
За последние месяцы добавили примерно 3 трлн долларов ликвидности
Но уже три недели как перестали и даже немного сократили баланс. А это негатив для всех финансовых рынков. Если такое продолжится и далее, будет реакция на фондовых рынках и, возможно, на товарных тоже, — подчеркнул Додонов.
А нынешнюю новость о встрече ОПЕК+ рынок уже оценил и решил, что она незначительна.