Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
448
-1.49
EUR
478
-0.38
RUB
4.76
0.00

Запасов Нацфонда хватит, чтобы пережить кризис и снижение налоговых поступлений — КИСИ

797
фото: koru.com

Министерство финансов подсчитало первые потери бюджета от экономического кризиса и карантина. Глава ведомства Ерулан Жамаубаев заявил, что с начала года исполнение республиканского бюджета по поступлениям составило лишь 94,4%.

«На неисполнение плана на фоне внешних факторов оказывают влияние принятые в период чрезвычайного положения меры по поддержке бизнеса», – сказал министр.

По данным минфина, расходы республиканского бюджета составили 5,6 трлн тенге. Не исполнено 61 млрд, из них экономия – 15 млрд, не освоено 46 млрд.

Учитывая, что бизнес, ушедший в режим спячки на карантине, до сих пор не восстановил свои прежние позиции, а к осени прогнозируют вторую волну пандемии. Впору задаться вопросом, выдержит ли экономика страны этот удар? Главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Вячеслав Додонов не видит поводов для переживаний — страну спасет Нацфонд.

Доходов меньше, расходов больше

— В бюджет недопоступили сотни миллиардов тенге. Следовательно, на эту сумму государство не сможет исполнить свои социальные обязательства. Или суммы не столь значительные, чтобы разводить панику?

Вячеслав Додонов

— Панику разводить не стоит хотя бы потому, что ситуация была давно прогнозируемой. Базовый бюджет на 2020 год принимался в декабре 2019. В феврале-марте после падения цен на нефть последовала оперативная реакция государства через правительство и парламент. Правда, из-за режима ЧП параметры бюджета были сильно изменены указом президента лишь 8 апреля. Смысл этих изменений сводился к тому, что были сильно увеличены социальные расходы на антикризисные меры. Это и выплаты, и различные виды помощи, и разворачивание антикризисных мер.

То есть бюджетные расходы увеличили, а не уменьшили, несмотря на то, что снижение доходов уже ожидалось

В базовом бюджете, принятом в декабре 2019 года, налоговые поступления предусматривались на уровне 8 трлн тенге. В измененной апрельской версии, когда было очевидно, что мы недополучим налоги от того же нефтяного сектора и из-за последствий ЧП, доходы были уменьшены до 6,3 трлн тенге. Бюджетные расходы были увеличены в рамках все тех же антикризисных мероприятий. Расходы в новой версии бюджета составляют 13,8 трлн тенге. Учитывая, что изначально они были на уровне 12,5 трлн. Разница очень ощутимая.

Нацфонд-спаситель

— За счет чего же государство исполнит свои обязательства по расходной части? Снова придется нырнуть в Нацфонд?

— Конечно. И никакого секрета в этом нет. В первой базовой версии бюджета поступления из Нацфонда предполагались на уровне 2,7 трлн тенге. Но после всех чрезвычайных событий их размер был увеличен до 4,8 трлн. Это максимальная величина трансферта в истории Казахстана. До этого максимальный трансферт из Нацфонда был в 2017 году — 4,1 трлн тенге.

То, что сейчас говорит министр финансов, вполне укладывается в ожидаемые рамки, когда в марте готовились изменения в бюджет

В принципе, бюджетный процесс предполагает несколько корректировок бюджета в год. Как минимум дважды — весной и осенью, мы за этим наблюдаем. Последние правки более существенны и из-за чрезвычайности ситуации и объема изменений.

Увеличился дефицит бюджета. Разрыв между доходной и расходной частями покрывался не только трансфертами из Нацфонда. Выросший дефицит бюджета будет покрываться за счет госдолга.

Запас прочности есть

— А если начнется вторая волна пандемии, и государство снова уйдет на карантин, что будет? Как отразятся в итоге на экономике Казахстана все эти волны? Хватит запаса прочности противостоять этим ударам?

— Не хочу выступать в роли эксперта-эпидемиолога, но мне кажется, что повторение режима ЧП и карантин осенью маловероятны. Если и случатся, я не думаю, что они нанесут особо сильный удар по экономике.

Больше всего она пострадала не из-за ограничений, связанных с коронавирусом, а из-за низких цен на нефть. Главный плательщик налогов у нас именно нефтяной сектор

Конечно, они платят не напрямую в бюджет, а в Нацфонд. Но тем не менее именно эти предприятия определяют экономическую ситуацию. Не гостиницы, салоны красоты и рестораны, которые были закрыты из-за ограничений, а добывающий сектор.

Я думаю, что запас Нацфонда достаточно велик. Он позволит пройти без проблем 2020 год. И даже если будут нужны дополнительные трансферты из него для продолжения антикризисных программ или их расширения, оттуда можно будет взять и еще. Ситуация экстраординарная и чрезвычайная. Не будем забывать, что мир находится в кризисе, которого не было со времен Великой депрессии. В этих условиях из Нацфонда можно взять больше, чем обычно.

— И это будет оправданно?

— Разумеется. Именно для этого Нацфонд и создавался. Его задача — быть резервной подушкой безопасности на час X. И он настал.

Более явного повода для распечатывания кубышки представить сложно. Размер Нацфонда после всех уже произведенных трат с начала года составляет около 60 млрд долларов

И пользоваться его запасами можно дальше без угрозы того, что он резко снизится. Запаса прочности хватит, чтобы в ближайшие три года в случае острой необходимости тратить из него в объемах, превышающих стандартные размеры трансферта для обычных условий. Иного варианта в чрезвычайной ситуации я не вижу.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter