Перестановки коснутся не только центральных госорганов, но и региональных акимов.
У грядущих выборов в Сенат по сравнению с предыдущими есть несколько отличительных черт, считают политологи. И они могут оказаться гораздо более важными, чем раньше было принято считать в обществе и даже экспертном сообществе.
Политолог Санат Кушкумбаев напомнил, что объявленные выборы плановые, в рамках законодательства. Но есть важный момент — это будут первые масштабные выборы в сенат при президенте Токаеве.
Почему в США выборы сложные — неофициальный гид по американской политике
— При этом сенат очень важный орган как в силу статуса своего председателя, так и в целом как законодательной власти. У него серьезные полномочия, отраженные в Конституции, есть право законодательной инициативы. Сенат — серьезный инструмент в системе сдержек и противовесов, не случайно он называется верхней палатой парламента. Кроме того, там присутствуют депутаты от Ассамблеи народа Казахстана. То есть представлено и этническое многообразие страны, — сказал Кушкумбаев.
Кроме того, эксперт подчеркнул, что это пока
единственные выборы, которые проходят не по партийной пропорциональной системе
(как в мажилис и маслихаты) и не прямые. То есть голосует не население, а выборщики, в качестве которых выступают маслихаты. И основная предвыборная борьба проходит именно в местных органах.
— Конечно, практически во всех маслихатах большинство у партии «Нур Отан». Но теоретически такая система позволяет выиграть выборы в сенат и другой партии, — отметил он.
Кушкумбаев полагает, что после этих выборов произойдет обновление состава. В верхней палате появятся новые лица, возможно, молодые.
Политолог Максим Казначеев тоже подчеркнул, что система выборов в сенате отличается от мажилиса. Вследствие чего сенат стал основным органом, в котором представлены интересы региональных элит.
— Чуть больше двух третей сенаторов избираются маслихатами (то есть как раз регионами) и отражают настроения в регионах. То есть верхняя палата парламента стала своеобразным стабилизатором политической системы, который позволяет более-менее эффективно балансировать между интересами центра и регионов, — сказал он.
Астане необходимы дополнительные механизмы контроля регионов
Также эксперт подчеркнул, что 15 назначаемых президентом депутатов сделали этот орган «абсолютно управляемым и подконтрольным АП».
— Именно поэтому выборы в сенат одновременно серьезные, но с сохранением инструмента, который принижает значимость этого, — считает Казначеев.
Таким образом, сенат не может выступать в качестве автономного центра сил. Зато позволяет депутатам доносить до политического руководства интересы регионов. В том числе и в «неформальном режиме».
Как получить высокую должность на госслужбе в Казахстане?
— Учитывая, что значительная доля решений у нас принимается кулуарно, таковое взаимодействие с центром достаточно ценно, — сказал он.
Кроме того, по мнению Казначеева, эти выборы позволят увидеть предпочтения команды второго президента » в плане лиц и фигур, с которыми будут работать на региональном уровне».
— Получится некое фото региональных центров, с которыми нынешняя президентская команда считает более удобным для себя сотрудничать. Мы можем увидеть,
как поменяются сферы влияния в регионах и какие группы в большей степени окажутся обласканы центральной властью,
— резюмировал он.
Политолог Андрей Чеботарев тоже обратил отдельное внимание на представительство в сенате интересов региональных элит, чему посвятил пост на своей странице в Facebook. Но при этом отметил возможные «подводные камни».
— Если раньше этот вопрос так или иначе решался путем определенных компромиссов с Акордой, теперь еще надо получить «добро» в «Библиотеке». Однако в случае разногласий между двумя этими центрами по персональному составу будущих сенаторов это будет сделать достаточно трудно, — написал он.
Чеботарев считает, что после выборов станет понятнее, удалось ли одному из центров захватить лидерство, либо между ними максимальный паритет.
— Президенту Касым-Жомарту Токаеву эти выборы дают хорошую возможность
провести кадровые перестановки в руководящем составе центральных госорганов и среди региональных акимов,
отправив определенных персон в сенаторы и заменив их на соответствующих постах своими людьми, — добавил он.