На сайте фонда Карнеги опубликована запись видеоконференции западных специалистов по Центральной Азии. Обсуждалась проблематика устойчивости региональных правительств в условиях кризиса Covid-19 и мирового экономического спада.
Пол Стронски из Фонда Карнеги регулярно публикует результаты своих наблюдений за событиями в Центральной Азии.
Брюс Панние (Radio Free Europe/Radio Liberty) был одним из первых американцев, добравшихся до советской Средней Азии в конце 80-х годов прошлого века. Цель — выучить узбекский язык.
Лука Анкеши, специалист по Центральной Азии Университета Глазгоу (Великобритания).
Эдвард Шатц, профессор политологии университета Торонто.
Наргиза Кассенов, руководитель программ центральноазиатских исследований КИМЭП и ассоциированный профессор Дейвисовского центра русско-евразийских исследований Гарвардского университета (Дейвис-центр).
Асель Доолеткельдиева, профессор Американского университета в Центральной Азии (Бишкек).
На видеоконференции рассматривался вопрос деятельности правительств стран региона в условиях пандемии и неблагоприятной экономической ситуации в мире. И способны ли власти воспринять складывающийся общественный запрос на некие перемены.
Каких политических событий ждать в 2020 году? — Ашимбаев
Также обсуждались способы работы с населением в части информирования о пандемии. Насколько эффективны они оказались, и как население в странах региона восприняло меры по сдерживанию коронавируса. Также темой стали и вскрытые пандемией проблемы социально-экономического характера.
Исходя из мнений авторитетных экспертов, в целом складывается следующая картина.
Эдвард Шатц отметил, что страны Центральной Азии пережили распад СССР, что было более «катаклизмичным», нежели пандемия. То есть региональные институты власти доказали способность принимать эффективные решения в условиях новых кризисов и вызовов. При этом профессор отметил, что в политических структурах ожидать кардинальных изменений не следует.
По его словам, история показывает, что
в условиях кризиса народы скорее склонны собираться вокруг своих правителей, нежели отдаляться от них
И совсем необязательно, что сегодня население Центральной Азии связывает неудобства и страдания со своими правительствами.
Например, на Западе, где условия жизни для людей самые продвинутые, в деле борьбы с пандемией и общим урегулированием кризиса правительства показали себя не самым лучшим образом.
По мнению Шатца, руководство республик постсоветской Центральной Азии имеет время и возможности адаптироваться к новым условиям и сделать организационные выводы. При этом он отметил, что последствия от коронавируса и экономического кризиса однозначно будут. Но пока сложно сказать, как и где они проявятся.
Асель Доолеткельдиева отметила, что во времена пандемии большую роль играет информационная политика правительства и информированность населения. При этом население должно быть само подковано, чтобы иметь иммунитет против фальшивой и недостоверной информации о заболевании и методах борьбы.
Эксперт считает, что в регионе нет местных систем распространения достоверной информации о пандемии. Например, в Кыргызстане нет элементарных буклетов про симптомы COVID-19.
Кыргызстан в мае: снятие карантина, приграничные войны и раскулачивание коррупционеров
Также эксперт отметила, что во времена бедствия народ сам порождает местные инициативы взаимопомощи и поддержки слабых. В некоторых случаях это практикуется как часть исламского образа жизни, где-то этим занимаются обычные светские люди. Формы обширны – прямая адресная помощь, содействие в чем-то, сохранение прежнего уровня зарплаты, как сделали некоторые кыргызские строительные компании.
Возродились некоторые практики, которые эксперт связывает с 90-ми годами прошлого века. То есть люди используют свои дачи в качестве дополнительной базы продовольствия. В торговые отношения вернулся бартер, поскольку объем наличных денег на рынке весьма ограничен.
Банки и финансовые институты Кыргызстана не успели перестроиться под новые условия
В целом те практики и поведение, которые выработал народ Кыргызстана, не новы, учитывая две революции с их последствиями. Осенние выборы в парламент Кыргызстана покажут, готово ли руководство страны к переменам.
Брюс Панние, назвавший себя «аксакалом темы», самой главной проблемой региона Центральной Азии назвал только одну – безопасность. Эксперт даже совершил краткий экскурс в недавнюю историю региона — гражданский конфликт в Таджикистане, деятельность деструктивных движений и ряд других потрясений. Как он отметил, народы стран ЦА всегда были на стороне своих правительств, а не тех вооруженных групп.
По мнению Панние,
перед лицом пандемии и других проблем народы региона будут продолжать концентрироваться вокруг своих руководителей
Эксперт также отметил, что в публичных высказываниях политики Центральной Азии подчеркивают — «Ковид пришел извне». Таким образом выделяют, что проблема создана не в регионе. По его словам, это говорит о некоторой нервозности. При этом вскрылись очевидные проблемы в системах здравоохранения.
Когда власть и общество начнут доверять друг другу? Исследование Фонда Первого президента — Елбасы
Тем не менее Панние отмечает, что протестный потенциал местного населения низок. Никто не хочет революций, все хотят восстановления нормальной жизни. Соответственно оппозиционные силы не имеют особых оснований надеяться на возможность перехвата власти в любой из стран региона. Резюмируя, Панние еще раз подчеркнул, что в прошлом правительства стран ЦА всегда решали проблемы кризисного времени.
В процессе изучения видеоконференции складывается впечатление, что некоторые из экспертов, а именно Стронски, Штац и Панние, особо интересовались не столько стойкостью правительств стран Центральной Азии перед лицом вызовов и их способностью видоизменяться в такие времена, сколько наличием потенциала для протестного движения.
Эксперты постоянно сбивались на шансы оппозиции как-то воспользоваться новыми реалиями. Поэтому в ходе беседы неоднократно делались ссылки на предстоящие в некоторых странах выборы.
В конце беседы Пол Стронски намекнул, что Запад мог бы помочь региону в вопросе обеспечения продовольственной безопасности и в деле восприятия новой глобальной парадигмы Human Security.
(об этом в следующих материалах)