На фоне дискуссии о заторах на казахстанско-кыргызской границе департамент государственных доходов по Нур-Султану прокомментировал сложившуюся ситуацию в торговле между двумя странами.
«За полтора года (январь 2019 – июнь 2020) из Кыргызстана в Казахстан и Россию проследовало 79 163 автотранспортных средств (без учета транзита под таможенным контролем), —
говорится в сообщении департамента. —
По результатам мониторинга процесса перемещения товаров через Государственную границу комитетом государственных доходов выявлено следующее. По экспортному контролю:
По ввозимым товарам:
Мониторинг обеспечил 2,6 тыс. дополнительных налоговых отчетов по НДС на сумму 2,1 млрд тенге.
Особое внимание — соответствию товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных.
Из 1547 тематических налоговых проверок автомашин, следовавших из Кыргызстана, в 1505 случаях были выявлены нарушения (98%)
Пробки на границе с Кыргызстаном прокомментировали в КГД
Подавляющее большинство нарушений – несовпадение ввозимых из Кыргызстана товаров с наименованиями, указанными в товарно-транспортных накладных. Кроме того,
цены товаров производства КНР, указанные в товарно-транспортных накладных, значительно ниже цен на аналогичные товары в нашей стране. В отдельных случаях — до 400 раз
Это влечет недопоступление НДС в бюджет РК и стран-партнеров.
Например, ОсОО «Алекс Транс» в 2019 году заявил транзит в Россию. В транспортном документе для международных перевозок, указал стоимость товаров народного потребления в объёме 19,8 тонн на 2,2 млн сом. В сравнении с индикаторами таможенной стоимости Казахстана цены на женские джинсы ниже в 400 раз (0,04$ к 16$), на футболки — в 150 раз (0,08$ к 12$), на дубленки — в 400 раз (0,1$ к 40$), на мужские джинсы — в 15 раз (1,1$ к 17$), на женскую и мужскую обувь — в 80 раз (0,2$ к 16$).
Более того, этот же предприниматель 51 раз допустил лже-транзит. То есть товары остались на территории Казахстана, и по ним не уплачены налоги. Ущерб только от этого участника внешнеэкономической деятельности оценивается в 700 млн тенге, или 1,7 млн долларов США.
Что касается общих цифр, то данные экспорта КР и импорта РК существенно разнятся: цифры Кыргызстана ниже в 10 раз
По их информации, экспорт в РК за 9 месяцев 2019 года составил 18 млрд тенге, а по нашим — 186 млрд тенге. С учетом фактов занижения стоимости и лже-транзита расхождения будут еще больше.
Боле того, объем китайских товаров, ввозимых из Кыргызстана в Казахстан и Россию, в два раза превышает объем официального импорта в КР из КНР
В прошлом году в Кыргызстан из Китая импортировано 75 тыс. тонн товаров, а экспортировано (в РК и проследовало в РФ) — 149 тыс. тонн.
Такая ситуация во взаимной торговле наносит урон бюджету РК и ставит в неравные конкурентные условия казахстанский бизнес
Тогда как в соответствии со статьей 3 Договора о ЕАЭС, основными принципами функционирования ЕАЭС являются обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон, а также соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.
В течение 2019-2020 годов были неоднократные встречи на разных уровнях, где обсуждалась необходимость взаимодействия в вопросах снижения теневого оборота товаров.
Для пресечения теневых оборотов импорта и лже-транзита важно взаимодействие компетентных органов. Казахстанские фискальные органы проводят онлайн-обмен предварительной информацией из экспортных деклараций с Республикой Узбекистан. С этого года — также с КНР. Проводится работа и с другими странами.
Предложения по взаимодействию направлялись и в адрес кыргызской стороны. Однако наши запросы в решении проблемы остаются без ответа.
В целом же поступления НДС из стран ЕАЭС за 2019 год увеличились в 1,2 раза, или на 122 млрд тенге».