Международный институт исследований и образования (Амстердам) провел социологическое исследование в 35 странах мира. Результат — пандемия заставила людей сомневаться в нормальности докризисной жизни и предоставила возможность перегрузиться.
Страны постепенно снимают блокировки, и жизнь медленно возвращается в привычное русло. Но пандемия нас изменила. Хотя пребывание взаперти было не самым приятным, но очень многие с удивлением осознали, что в карантинной жизни есть вещи, которые стоит сохранить.
«Респонденты ставят под сомнение основы и стандарты докризисного периода своей жизни. То, что казалось естественным и бездумно принималось, оказалось мелочным и неважным. Приоритеты жизненных устоев начали меняться», — пишут исследователи.
Люди задались вопросом, хотят ли и дальше измерять свою жизнь критериями гиперконкурентного капитализма.
Многие поняли, что погоня за «успешностью» на самом деле приводила к депрессии,
занижению самооценки и подрывала физическое здоровье.
Вот основные наиболее распространенные тенденции смены взглядов на жизнь.
Вынужденная изоляция от шопинга привела к осознанию, что по большей части приобретение товаров и услуг связанно с желанием мгновенного удовлетворения. Но никак не с жизненной необходимостью.
Женщины обнаружили, по их словам, «груды косметики». При этом большое количество использовалось один-два раза или вообще не использовалось
То же касается одежды и обуви.
«В ситуациях, когда им придется покупать что-то новое, респонденты отметили, что хотят внимательней относиться к своим тратам».
Сюда же стоит отнести и тот факт, что часть респондентов намерены совершать покупки в небольших магазинах, игнорируя гипермаркеты. Причина —
«в сравнении с крупными торговыми сетями эти магазины пострадали сильнее. И если их не поддержать, они могут не выжить».
Карантин заставил понять, что мы тратим жизнь на бесконечные гонки. Навязанные стандарты заставляли годами учиться с целью получить «престижное» рабочее место. Но эта работа не доставляет никакого удовольствия. Тем не менее мы снова учимся, чтобы подняться выше.
Мы тратили время на посещение «нужных» мероприятий, потому что нас заботил наш статус. По сути, мы тратили время, чтобы придать себе статус в глазах общества. Но мало кого это сделало счастливым.
Вот некоторые цитаты респондентов:
«Карантин заставил меня замедлиться так, как я этого не делал с детства. Из средней школы в колледж. Из колледжа в магистерскую программу. Я рвался вперед половину своей жизни. Я всегда считал, что мне нужна престижная работа, и каждый день я шел к этой цели. Но последние два месяца вынужденного замедления заставили меня задуматься, а действительно ли я хочу и вторую половину жизни находиться в этом непрерывном движении?».
«Я пытаюсь понять, как будет выглядеть намеренное создание пространства в своей жизни, чтобы дышать, размышлять и фокусироваться на самых важных аспектах жизни — окружающих тебя близких людях».
«После пандемии моя цель точно не будет состоять в том, чтобы каждый миг своей жизни наполнять очередным обязательством перед кем-либо»
Когда работа и бешеный ритм жизни внезапно сошли на нет, люди поняли, что уделяли внимание «нужным», но не близким людям. Респонденты отмечают, что переосмыслили свое отношение к семьям и друзьям. То есть тем, кто в сложный период действительно оказался рядом и поддержал».
«Карантин показал необходимость рассказывать членам семьи, как вы к ним относитесь. До карантина об этом никто и не задумывался».
«Когда дни вынужденной изоляции от мира растягиваются в недели, а потом и в месяцы, единственный способ сохранить бодрость духа — это убедиться, что люди, которые мне небезразличны, точно знают, что я к ним чувствую».
Другие подчеркивали, что беспрецедентный характер этой глобальной пандемии позволил им поговорить с теми, с кем они не общались годами.
«Внезапно оказались, что мессенджер — это средство общения с родственниками, а не то, что позволяет держать руку «на пульсе» рабочих процессов. Особенно если эти родственники раскиданы по всему миру. За последние несколько недель я разговаривала со своими племянниками больше, чем за последние годы».
Это еще один очень распространенный ответ. Многие из тех, кто раньше не утруждал себя физическими упражнениями, занялись фитнесом, бегом, йогой и другими видами деятельности. Мол, это помогает легче пережить блокировку.
«Отчаянно пытаясь найти какой-либо повод покинуть дом, я наконец-то стал бегать. Оказывается ежедневная пробежка заряжает немыслимой энергией. Мой сон стал лучше, мой мозг стал яснее, мое настроение улучшилось, и мне легче поддерживать другие полезные привычки. Определенно сохраню эту привычку».
Многие респонденты открыли для себя прелести домашней выпечки. Более того, некоторые респонденты сообщили что занялись приготовлением собственных солений и не намерены бросать столь полезную и вкусную привычку.
Достаточно большое количество респондентов открыли для себя и выращивание трав, как мята и кинза, в высоких бокалах на подоконнике.
Те же, кто имеет придомовые дворики, занялись огородничеством. Например, в Великобритании в период блокировок почти в 600 раз выросли запросы на правила выращивания овощей и гайды по огородничеству.
«Это действительно умиротворяюще. Ухаживая за растениями, ты невольно начинаешь понимать, насколько хрупка природа вокруг нас. Начинаешь по-другому относиться к идеям и лозунгам экологов. Они становятся понятны и близки».
Запреты по всему миру привели к тому, что миллионы людей неожиданно начали работать из дома. И оказалось, что можно выполнять свои функциональные обязанности и вне офиса.
«Утверждения, что удаленная работа не так практична, как работа в офисе, оказался просто мифом. Некоторые считают, что работа на дому дает уникальные преимущества».
В основном респонденты сетуют, что после частичного снятия блокировок пришлось вернуться в офис. По их мнению, это напрасная трата времени на дорогу, на сон и больше стрессов.