КТЖ просит поднять стоимость грузоперевозок.
На днях КТЖ обратилось к правительству с несколькими просьбами. Среди них изменение принципов установления унифицированного тарифа. Это касается перевозок груза, в том числе транзит между странами ЕАЭС.
Сейчас, если проще говорить, вместо отдельных тарифов — внутреннего и экспортного — на перевозки грузов в рамках ЕАЭС действует единый, унифицированный.
Как разъяснила Большая коллегия суда ЕАЭС, суть унификации в том, что государства-члены, придя к соглашению,
добровольно отказались от протекционизма в сфере железнодорожных перевозок,
унифицированный тариф каждая страна прописывает самостоятельно. Но в рамках установленных самими же пределов.
Именно унифицированным тарифом в КТЖ и оказались недовольны.
Во-первых, попросили «расширить перечень оснований для комитета по регулированию естественных монополий по утверждению предельного уровня унифицированного тарифа».
А во-вторых — и это главное —
повысить унифицированный тариф до уровня транзитного по всем направлениям
Транзитный тариф значительно выше. Причем сделать якобы нужно это как можно быстрее — до вступления в ЕАЭС Узбекистана. Поскольку через нашу территорию проходит большое количество узбекских грузов. В том числе и по железной дороге.
Чисто технически это должно выглядеть как введение повышающих/понижающих коэффициентов.
В качестве аргумента сослались на россиян. Например, «российские железные дороги» заложили в тарифы
надбавку на экспортные перевозки через припортовые станции и сухопутные погранпереходы РФ
Кроме того, РЖД вправе самостоятельно (хоть и в рамках установленных ценовых пределов) менять уровень унифицированного тарифа на перевозку грузов. Чем успешно и пользуются, устанавливая различные коэффициенты, в первую очередь в интересах собственных грузоотправителей.
Однако такие действия российской компании противоречат документам Содружества. И если аналогичные шаги предпримет наш бизнес, он тоже станет нарушителем.
В частности, пункт 8 Порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта гласит, что при перевозке грузов ж/д транспортом по территориям государств-членов применяются унифицированные тарифы по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный тарифы) без всяких коэффициентов).
Следует понимать, что при вводе своих коэффициентов россияне руководствуются интересами своих грузоотправителей. Например, понижающий коэффициент применяется при перевозках угля российских производителей из Кемеровской области – Кузбасса, а на перевозки угля из Казахстана — нет. Между тем протекционирование на своей территории одним участникам в ущерб других тоже противоречит положениям Договора о ЕАЭС.
Единый финансовый рынок ЕАЭС: побегут ли казахстанцы за кредитами в другие страны?
Таким образом, просьба о повторении подобного опыта в Казахстане тоже противоречит
основной цели Союза – формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов
Если брать транспортные услуги, то основой для формирования общего рынка как раз и стали унифицированные тарифы.
Как нарушение этих принципов может отразиться на наших производителях? В первую очередь вырастут затраты на транспортировку по всем направлениям, то есть кратно. Например, на перевозку угля и железнорудного сырья по предварительной оценке тарифы могут подняться в 1,7-2 раза (даже с учетом потенциальной скидки).
Если и российская сторона (что более чем вероятно) тоже поднимет коэффициент, это еще больше ударит по конкурентоспособности нашей экспортной продукции.
Еще один аргумент от КТЖ — что в Казахстане якобы самые низкие унифицированные тарифы. Но он неверен. В среднем унифицированные тарифы у нас и в России вполне сопоставимы.
Резюмируя, можно сделать следующие выводы.
Между тем предложенные КТЖ изменения тарифной политики прямо противоречат Договору о ЕАЭС. Кроме того, это серьезно ударит по целому ряду отечественных предприятий.
Что действительно нужно сделать, так это не нарушать вслед за РЖД норм и соглашений, а добиться, чтобы такие нарушения отменили и более не применяли.