Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Рост железнодорожных тарифов ударит по всем и сразу

4342
Фото: © CC0

На днях КТЖ обратилось к правительству с несколькими просьбами. Среди них изменение принципов установления унифицированного тарифа. Это касается перевозок груза, в том числе транзит между странами ЕАЭС.

Сейчас, если проще говорить, вместо отдельных тарифов — внутреннего и экспортного — на перевозки грузов в рамках ЕАЭС действует единый, унифицированный.

Как разъяснила Большая коллегия суда ЕАЭС, суть унификации в том, что государства-члены, придя к соглашению,

добровольно отказались от протекционизма в сфере железнодорожных перевозок,

унифицированный тариф каждая страна прописывает самостоятельно. Но в рамках установленных самими же пределов.

Именно унифицированным тарифом в КТЖ и оказались недовольны.

Российский пример — не аргумент

Во-первых, попросили «расширить перечень оснований для комитета по регулированию естественных монополий по утверждению предельного уровня унифицированного тарифа».

А во-вторых — и это главное —

повысить унифицированный тариф до уровня транзитного по всем направлениям

Транзитный тариф значительно выше. Причем сделать якобы нужно это как можно быстрее — до вступления в ЕАЭС Узбекистана. Поскольку через нашу территорию проходит большое количество узбекских грузов. В том числе и по железной дороге.

Чисто технически это должно выглядеть как введение повышающих/понижающих коэффициентов.

Ликбез о ЕАЭС: зачем он нужен, если в нем столько барьеров?

В качестве аргумента сослались на россиян. Например, «российские железные дороги» заложили в тарифы

надбавку на экспортные перевозки через припортовые станции и сухопутные погранпереходы РФ

Кроме того, РЖД вправе самостоятельно (хоть и в рамках установленных ценовых пределов) менять уровень унифицированного тарифа на перевозку грузов. Чем успешно и пользуются, устанавливая различные коэффициенты, в первую очередь в интересах собственных грузоотправителей.

Однако такие действия российской компании противоречат документам Содружества. И если аналогичные шаги предпримет наш бизнес, он тоже станет нарушителем.

В частности, пункт 8 Порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта гласит, что при перевозке грузов ж/д транспортом по территориям государств-членов применяются унифицированные тарифы по видам сообщений (экспортный, импортный и внутригосударственный тарифы) без всяких коэффициентов).

Тарифы могут подняться в два раза

Следует понимать, что при вводе своих коэффициентов россияне руководствуются интересами своих грузоотправителей. Например, понижающий коэффициент применяется при перевозках угля российских производителей из Кемеровской области – Кузбасса, а на перевозки угля из Казахстана — нет. Между тем протекционирование на своей территории одним участникам в ущерб других тоже противоречит положениям Договора о ЕАЭС.

Единый финансовый рынок ЕАЭС: побегут ли казахстанцы за кредитами в другие страны?

Таким образом, просьба о повторении подобного опыта в Казахстане тоже противоречит

основной цели Союза – формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов

Если брать транспортные услуги, то основой для формирования общего рынка  как раз и стали унифицированные тарифы.

Как нарушение этих принципов может отразиться на наших производителях? В первую очередь вырастут затраты на транспортировку по всем направлениям, то есть кратно. Например, на перевозку угля и железнорудного сырья по предварительной оценке тарифы могут подняться в 1,7-2 раза (даже с учетом потенциальной скидки).

Если и российская сторона (что более чем вероятно) тоже поднимет коэффициент, это еще больше ударит по конкурентоспособности нашей экспортной продукции.

Еще один аргумент от КТЖ — что в Казахстане якобы самые низкие унифицированные тарифы. Но он неверен. В среднем унифицированные тарифы у нас и в России вполне сопоставимы.

Нельзя отказываться от выполнения обязанностей

Резюмируя, можно сделать следующие выводы.

  • В соответствии с Договором о ЕАЭС применение унифицированных тарифов по видам сообщений при ж/д перевозках грузов — обязанность государств.
  • Введение дифференцированных (более высоких) тарифов противоречит обязательствам Договора о ЕАЭС в сфере железнодорожного транспорта.
  • Регулирование тарифов на перевозку грузов в Казахстане не менее гибкое, чем в РФ.
  • Запрещена дифференциация тарифов по принципу принадлежности потребителя (групп потребителей) к любому из государств-членов.

Между тем предложенные КТЖ изменения тарифной политики прямо противоречат Договору о ЕАЭС. Кроме того, это серьезно ударит по целому ряду отечественных предприятий.

Что действительно нужно сделать, так это не нарушать вслед за РЖД норм и соглашений, а добиться, чтобы такие нарушения отменили и более не применяли.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter