На недавнем совещании в Алматы стран-членов ЕАЭС премьер-министр Беларуси Сергей Румас в качестве одной из важных задач союза назвал снятие барьеров. А их сегодня 71, и число это только увеличивается.
Напомним, что с 1 января 2020 года Беларусь стала председателем ЕАЭС. Так что голос Румаса и его команды будет звучать весь 2020 год.
Что касается барьеров, по мнению политолога Эдуарда Полетаева, «эта цифра плавающая».
«Например, Румас сказал о 71 препятствии. При Евразийской экономической комиссии существует информационный портал открытых данных, там указано, что препятствий 67, устранено 51», — говорит политолог.
Препятствия в свою очередь делятся на барьеры, изъятия и ограничения.
Барьеры – это то, что не соответствует праву ЕАЭС.
Изъятия – предусмотрены этим правом.
Ограничения – препятствия, которые возникли вследствие отсутствия правового регулирования.
«Договор ЕАЭС, как и всякий стратегический документ, носит обобщенный характер, многие нюансы заранее предусмотреть было нельзя, — считает эксперт. — Борьбу с препятствиями ведет Комиссия, и ее главная задача — обеспечить функционирование рынка без препятствий. Базовый принцип интеграции – свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы».
«Белая книга» – это доклад ЕАЭС о препятствиях, своего рода отправная точка.
По словам Полетаева, количество препятствий от каждой страны союза примерно одинаковое.
«У нас часто обвиняют Россию, что она чаще других строит барьеры и препоны. На деле же они существуют во всех странах,
и их число примерно одинаково».
Препятствия каждый из нас может обнаружить сам. Так, бизнесмен сразу выявит, что законодательство той или иной страны союза мешает продвижению его товаров и услуг. Свое обращение можно оставить на специальных ресурсах комиссии. После рассмотрения комиссия может решить проблему.
Политолог рассказал, что по нашему законодательству в свое время не признавались дипломы граждан стран союза о высшем образовании — независимо от даты получения. Казахстан говорил, что будет признавать их только после даты вступления в силу договора о ЕАЭС. Запрет сняли, теперь дипломы до 2014-2015 гг. признаются.
Кроме того, на казахстанско-кыргызской границе действовал фито-санитарный запрет, хотя имелось решение об отмене санитарно-карантинного режима. Этот барьер тоже устранен.
Беларусь была знаменита тем, что при реализации своего товара применяла пониженную ставку НДС.
Армения в сфере госзакупок писала объявления только на армянском языке. Соответственно, бизнесмены из других стран союза работать не могли.
К ограничению четырех ключевых свобод ЕАЭС. В частности, к ограничению взаимного обмена товарами, ограничению в госзакупках, а также к различным видам контроля – фито-санитарному, ветеринарно-санитарному и т. п.
Логичный вопрос: как это влияет на эффективность интеграции и зачем это вообще?
Полетаев уверен, что для Казахстана важна возможность получения синергетического эффекта от участия в ЕАЭС.
«Для нас важен транспортный фактор. Казахстан не имеет выхода к морю. А транспортные издержки для таких стран повышаются в среднем на 50%. Интеграция создает условия для наращивания бизнеса и открытия новых ниш в экономике. Рынок союза превышает казахстанский в 9 раз. Здесь проживает 183 млн человек. Теоретически при вступлении в него новых членов союз может уйти за отметку в 200 млн человек»,
— считает политолог.
«В силу своего географического положения Казахстан отдает приоритет проектам евразийского измерения. Он всегда был к ним неравнодушен. История это показывает. И сама глобализация, как доминирующая тенденция мирового развития, тоже поощряет стремление страны к интеграции. Потому что есть опасность остаться на обочине мирового развития.
Чтобы избежать этой участи,
надо наращивать интеграционные усилия и выступать единой силой в мировой экономике»,
— уверен политолог.
Из всех стран Центральной Азии Казахстан больше других зависит от мировых цен на сырье и интегрирован в мировую экономику.
Полетаев считает, что
Казахстан может стать мостом между мощными экономиками мира – ЕС и Китаем
Нам необходимо использовать свой транзитный потенциал.
«Отсутствие таможенных границ фактически приводит к тому, что товарам из Китая в Европу нужно пройти всего две внешние границы. Потому Казахстан заинтересован в единых транспортных тарифах. Отсюда разговоры о сопряжении проектов ЕАЭС, Шелкового пути и китайского проекта «Один пояс — один путь».
Одним словом, интеграция должна создать благоприятную ситуацию для Казахстана. А как мы этим воспользуемся, зависит от нас.