Энергетики жалуются, что в 2024 году им некуда будет девать угольную золу. И аварийная остановка ТЭЦ-2 оставит мегаполис без света и тепла. Между тем проблема вовсе не в золоотвале.
Управляющий директор АО «Алматинские электрические станции» Газий Исмухамбетов рассказал «Первому каналу «Евразия» о проблемах с утилизацией золы с ТЭЦ-2:
«В результате сжигания угля образуется зола. Объем золы составляет где-то 900 тысяч–1 млн тонн в год. Эту золу мы ежегодно отправляем на золоотвал. У нас получается система гидро-золоудаления». Из-за такого количества шлака со временем появилась проблема. Золоотвал, на который вывозят продукты горения, почти заполнен. Он рассчитан на 24 млн тонн золы, и ориентировочно в 2024 году ее некуда будет складировать. А это может привести к аварийной остановке ТЭЦ-2. Одним из вариантов решения проблемы является переход на газ. Но и тут не все просто».
А ведь еще три года назад Южная Корея была готова поделиться с Казахстаном своими передовыми технологиями переработки угольной золы в цемент. Со стороны казахстанских чиновников даже звучали лестные слова благодарности и готовность использовать этот опыт. Как это часто бывает в нашей стране, после удивительного тура на показательное южно-корейское производство про золу все дружно забыли.
Как так получается, что мир давно изобрел экологичные способы выработки электричества и тепла, а также производство стройматериалов из отходов, а Казахстан продолжает зарастать мусорными свалками и задыхаться от угольной сажи котельных? Экономист Асет Наурызбаев помог разобраться в этом вопросе.
— Асет, помимо необходимости срочного перевода ТЭЦ-2 на газ энергетики обозначили еще одну — переполненный золоотвал. Ваши мысли на этот счет?
— Это все потому что работали они по принципу — что бы ни делать, лишь бы ничего не делать. Теперь этот номер не проходит, потому «Алматинские электрические станции» (АлЭС) стали все чаще оказываться в топовых новостях.
АлЭС ничего не сделали для экологии города.
От них еще Елбасы требовал произвести расчет перевода ТЭЦ-2 на газ. Они эту работу успешно завалили
Заплатили деньги непрофессиональной фирме из Павлодара за проект, который в итоге отправился в помойку.
— А какая сумма там фигурировала?
— Сумму я не знаю, она не раскрывается. Но в целом такое ТЭО стоит дорого, не один десяток тысяч долларов.
Новое ТЭО энергетики заказали АО «Институт КазНИПИЭнергопром». Те сделали четыре варианта, три из которых не годятся. Четвертый более-менее, но там все упирается в сроки. И в деньги, конечно, как всегда.
Сейчас надо очень быстро заниматься реконструкцией с переводом ТЭЦ-2 на газ, договариваться с «КазТрансГазом» о ценах и поставках в средней перспективе. Надо очень быстро брать руки в ноги и бежать за деньгами в правительство. Тогда газовую станцию можно построить за три года. Это не сверхъестественный проект. Вот, что должны делать менеджеры АлЭС.
Что они делают в реальности? Они ждут, когда в декабре им институт «Энергопром» даст ТЭО. Обратите внимание, принять решение, какая ТЭЦ нужна городу — газовая или угольная — нужно сейчас, а проект появится только через полгода. Это полный непрофессионализм.
— Я бы на месте менеджеров АлЭС вообще не доверял технический проект газовой станции «КазНИПИЭнергопром». Этим должны заниматься профессионалы, которые строят газовые станции. Таких на мировом рынке много. Ведь и ежу понятно, что оборудование будет не казахстанское — всю сложную часть строительных работ и монтаж оборудования будут производить иностранцы. В таком случае как «КазНИПИЭнергопром» спроектирует станцию, если ничего подобного ранее не делал? Это уже даже не смешно.
В идеале нужно срочно объявить тендер о строительстве станции под ключ и звать профессиональную компанию
Однако сейчас мы видим страусиную позицию — задвинуть в уголок серьезную проблему. Ни к чему хорошему это не приведет ни «КазНИПИЭнергопром», ни заказчика в лице АлЭС, ни тем более алматинцев.
Проблема уже становится политической. Жители Алматы каждый год теряют по 500 млн долларов в виде болезней, невыхода на работу и ранних смертей. Это посчитал Всемирный банк.
— То есть, если я правильно поняла, нынешний проект, который КазНИПИ представит в декабре, тоже никуда не годится, раз они не делали подобных проектов?
— Нет. Чтобы посчитать ТЭО, не нужно уметь разрабатывать электрические станции. Для этого нужно получить предложения от тех, кто умеет. Какое-то предложение у «КазНИПИЭнергопром» есть, я так понял. И работа института на данном этапе заключается в том, чтобы рассчитать финансовую модель, капитальные и операционные расходы.
А вот проектирование станции — это следующий этап. И это ответственная работа, которую должны выполнять профессионалы, а не институт. Во всем мире так и происходит.
Нам придется ждать полгода новостей от КазНИПИ, чтобы в декабре получить плохую конструкцию и развести руками
Горожан происходящее не устраивает. Мы не должны терять полгода, за эти месяцы новые дети заболеют астмой или еще чем-нибудь. И это будет прямой виной менеджмента АлЭС.
— Если в декабре будет готово ТЭО от КазНИПИ, мы получим газовую станцию через три года или нет?
— Если будут ждать до декабря — нет. Если сейчас займутся тендером — да. Надо настоять, чтобы тендер на строительство газовой станции под ключ состоялся в 2020 году, и как можно раньше.
— Мы же видим, что в планах АлЭС ничего такого нет, они ждут.
— Именно. И эта позиция совершенно безобразная.
— Значит, через три года тема переполненного золоотвала станет угрозой оставить город без света и тепла?
— Не совсем так. Проектные сроки эксплуатации золоотвала — одно, но некий запас там все же есть. Так что не совсем все так, как они пугают.
Вместо этих страшилок лучше бы предоставили алматинцам выбор, какую ТЭЦ они хотят — модернизированную и экологически чистую на угле или все же на газе? Такого выбора у нас нет. Речь сейчас идет только о переводе ТЭЦ-2 на газ. Следовательно, тема золоотвала не такая горячая, как тема городской экологии.
С другой стороны, в мире придуманы технические решения эксплуатации угольных станций с выбросами, не критичными для экологии
Но чтобы такую построить в Казахстане, нужно время и много научных и трудовых ресурсов. В Алматы был целый институт, который изучал, как сжигать экибастузский уголь, чтобы было меньше выбросов. Теперь института нет. Нет и головного разработчика котлов, предназначенных для экибастузского угля. Нет ничего, чтобы внедрить в Казахстане технологии чистых угольных станций.
— Почему АлЭС этим вопросом не занимались, если им даже не нужно изобретать велосипед?
— Потому что такой менеджмент. Они даже в разрабатываемом «КазНИПИ Энергопром» ТЭО не заказали рассмотреть вариант внедрения технологии сжигания угля в циркулирующем кипящем слое (ЦКС). Эта технология в мире очень развита, особенно в Китае. Китайцы построили в Узбекистане чистую угольную станцию, которая прекрасно работает на худшем, чем у нас, буром угле с низкой калорийностью. И выбросы соответствуют требованиям ВОЗ. АлЭС, видимо, это направление интересует не так сильно, как скорое переполнение золоотвала.
Это же сумасшествие — под крупным мегаполисом разрастается озеро золы. Как могли энергетики такое допустить? Или совести хватает только постоянно требовать новый золоотвал?
Это позорное заявление. Когда инженер говорит, что все пропало, это не инженер.
— На сколько лет морально устарела наша ТЭЦ-2?
— Энергетика сильна тем, что на действующих предприятиях можно постоянно проводить модернизацию и замену оборудования на более технологичное. Что такое ТЭЦ? Это котел и турбогенератор. Они постоянно обновляются. Эта станция уже не та, которую построили в 60-70-е годы.
Другое дело, что материалы во многих местах новые, а технологические решения старые. ТЭЦ может работать долго. Важнее,
как именно она будет долго работать? С низким КПД и серьезными выбросами, от которых мрут люди?
По большому счету, решить проблему электричества в Алматы без участия ТЭЦ-2 очень просто. Построены три линии электропередачи с севера на юг, которые позволяют тащить чистую электроэнергию из Экибастуза.
Остается вопрос по теплу. А его мы можем получать с помощью газа, который в стране тоже есть.
Если поставить котельные на газе во всех районах города, они напрямую будут греть воду без ТЭЦ-2. И на лето ее можно выключать
Однако все возможные технологические решения по энергетике в Алматы пока упираются в нерасторопность менеджмента АлЭС. Хорошо бы их как-то ускорить.