Нур-Султан
Сейчас
24
Завтра
22
USD
410
+3.50
EUR
462
+5.73
RUB
5.67
-0.05

Почему для казаха важно почтить память усопшего молитвой — традиция Өлікке бата оқу

3369
фото: foto.kazakh.ru

Говоря о скончавшемся, казахи никогда не произносят слово «өлді» (умер). Говорят «бақилық болды» (стал вечным), «дүние салды» (распрощался с этим миром), «көз жұмды» (закрыл глаза), «қайтыс болды», «қайтты» (возвратился, откуда пришел).

Это связано с поверием, что душа ушедшего из этого мира переселяется в другой, продолжая оберегать свой народ. Потому и по сей день часто обращаются к духам — Аруахам.

Какие желания казахи считали священными? Традиция Тілек орындау

«Аруақ қолдасын» (Пусть поддержит аруах); «Аруақ қолдай гөр» (Поддержи аруах). Казахи верят, что аруахи всегда «желе-жебеп жүреді», то есть проявляют заботу и оберегают. Потому говорят «Жаратқан кешер, аруақ кешпейді» (Создатель простит, но аруахи не прощают).

Уважение к душам ушедших вылилось во множество традиций, связанных с кончиной человека. И одна из них — Өлікке бата оқу (чтение молитвы в доме усопшего). «Бата» означает благословение, а также молитву.

Традиция в трудах ученых

Ученый Шайзада Тохтабаева, автор книги «Этикет казахов», пишет:

«У казахов не рекомендуется часто посещать могилу. Проезжая мимо кладбища, необходимо замедлить ход и прочесть молитву в честь усопших. Так поступают, потому как казахи руководствуются заветом предков, которое гласит:

Өлі риза болмай тірі байымайды (если усопшие не будут довольны, у живых жизнь не наладится)

Если человек скончался до праздников, в торжественный день люди говорят, что это первый праздник после кончины, и идут читать молитву в его дом.

Случается, что по каким-то причинам близкие не смогли или не успели проводить усопшего в последний путь. В таком случае едут в аул к его родственникам — «Бата оқырға барамыз» (идем читать молитву).

Придя в дом, вошедшие тихо и почти молчаливо приветствуют родных и читают молитву в честь усопшего. Как правило, приходят не с пустыми руками -приносят барана или другую живность, а также деньги.

Когда казах легко отдаст самое дорогое – коня: традиция Ат қосу

После свершения бата оқу, прощаясь, казахи высказывают пожелания: «Енді тек жақсылық болсын» (Пусть теперь все будет хорошо); «Жақсылықта жүздесейік» (Свидимся по хорошим случаям); «Тойға келейік» (Желаем приехать на свадьбу).

Если люди по делам посещают другой аул и там узнают о кончине человека, пусть и незнакомого, они непременно должны войти в его дом и прочесть молитву. Препятствием в исполнении этой традиции не были даже тяжелые или военные времена.

Традиция в художественной литературе

В романе «Хан Кене» писатель Ильяс Есенберлин описал древнюю казахскую традицию Өлікке бата оқу:

«Десяток всадников с пиками и палицами наготове сопровождали их к середине аула. Однако при въезде до них донесся плач из крайней белой юрты. Среди казахов издревле бытует обычай первым долгом зайти в дом усопшего и прочитать молитву. Есиркеген слез с коня, и джигиты Кенесары не стали ему препятствовать…

Зайдя в юрту, он прежде всего увидел людей в разных малахаях и истрепанных чекменях, которые плакали и причитали на разные лады. На правой стороне юрты лежал молодой человек, горбоносый, с чуть заметным пухом вместо усов. Он скорее был похож на спящего, чем на мертвеца.

У изголовья его сидела маленькая высохшая женщина с распущенными седыми волосами. Она царапала ногтями до крови свои исхудалые щеки и причитала…

Рядом с ней сидела молодая красивая женщина – жена или сестра убитого. Ее большие черные глаза безжизненно уставились в стену юрты. Прочитав молитву, Есиркеген вышел…»

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter