Интеграция вузов и НИИ не только не отберет нажитое и деньги ученых, но позволит им больше зарабатывать, говорят педагоги. Насколько это верно?
Президент Академии сельскохозяйственных наук Гани Калиев раскритиковал аграрные вузы за их стремление быстрее обрести статус научных центров. Академик сомневается, что в этом тандеме образование не поглотит наработанные десятилетиями научные достижения вместе с имуществом. Ученый призвал коллег из образования сначала разобраться со своими прямыми функциями.
В день выхода интервью с академиком решением минсельхоза Казахский агротехнический университет им. Сейфуллина (КАТУ) получил заветный статус
Теперь в его состав вошли три крупных НИИ — Научно-практический центр зернового хозяйства им. Бараева, КазНИИ лесного хозяйства и агролесомелиорации и НИИ перерабатывающей и пищевой промышленности г. Нур-Султан. Кроме того, под крыло теперь уже исследовательского университета попала Северо-Казахстанская сельскохозяйственная опытная станция.
«Таким образом, КАТУ, так же как и ведущие университеты мира, переходит к современной модели аграрной науки и подготовки кадров, где в одной системе будут интегрированы лаборатория-аудитория-производство», — сообщила пресс-служба Национального аграрного научно-образовательного центра. — «Для этого вместе с зарубежными партнерами, ведущими в мире аграрными университетами UC Davis ( США), AgroParisTech (Франция) КАТУ разработана программа развития университета на предстоящие 5 лет».
Конфликт в науке Казахстана: университеты хотят статус и деньги научных центров
Старший преподаватель КАТУ Владимир Киян критику академика Калиева назвал «не соответствующей действительности».
— Сама суть исследовательского университета по закону о науке — организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, — говорит преподаватель. — Для аграрного исследовательского университета решатся несколько задач. Программы, которые реализуются на базе университета совместно с зарубежными учеными, позволят внедрить современные разработки в области АПК и подготовить современные научные кадры.
Научные исследования трансформируются в новые образовательные программы. Усилится практическая подготовка студентов за счет обучения в кампусах на базе НИИ и опытных станций
Будет образован современный Центр распространения знаний для производственников. В ведущих аграрных университетах данные центры служат главным звеном, связывающим науку с производством. При этом каждый ученый будет реально знать проблемы производства и его потребности и, соответственно, решать острые проблемы АПК.
— Что будет со статусом НИИ, которые вошли в ваш университет?
— По закону о ТОО (которыми НИИ и являются — ред.), изменение состава участников товарищества не является его реорганизацией. То есть нет каких-либо юридических последствий для самого товарищества. В передаваемых КАТУ научных организациях в полной мере сохранится. Не изменятся и действующие виды деятельности – проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Из плюсов – доступность современной материально-технической базы и лабораторий. Во многих НИИ она, честно говоря, сильно устарела.
Также увеличится зарплата ученых за счет участия в научных проектах, программах и в системе распространения знаний
Всем известно, что финансирование науки производится по результатам конкурса. Договор заключается непосредственно с авторами проекта. Никто, никакой вуз не может себе забрать деньги, выделенные НИИ.
— Если все так радужно, с чем связана оборонительная позиция ученых? Наверное, вас бы давно объединили с НИИ?
— Почему не происходит интеграция? Реальной интеграции науки и образования сверху, как хочет господин Калиев, не бывает. Все без исключения исследовательские университеты в мире, в том числе и у нас в Казахстане, были созданы за счет объединения в одной структуре вуза и НИИ. Примеры — Назарбаев университет, Казахский национальный исследовательский технический университет имени К. И. Сатпаева, исследовательские медицинские университеты Астаны и Алматы.
Гани Алимович с 2013 года был председателем совета директоров «КазАгроИнновации». А потом, с 2015 года по 2017 годы, возглавлял совет директоров научно-образовательного центра.
Поэтому у него нужно спросить, почему не было притока молодых кадров в аграрную науку
Почему были «доведены до ручки» селекционные центры Северного и Центрального Казахстана? Почему в них, имеющих пашни в 10 млн га, осталось всего четыре селекционера с научной степенью?
— Академик Калиев критиковал конкретно бесконечные реформы и трансформации одних организаций в другие. Вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой.
— Если вы про образование двух центров, я попросил вспомнить события тех лет Исмаила Токбергенова. В «КазАгроИнновации» он возглавлял департамент развития науки.
Вот что он мне сказал: «Высказывания академика Калиева о намерении закрыть все мелкие НИИ и оставить только два центра, мягко говоря, не соответствуют действительности. Ни у кого даже не было такой идеи. В 2009 году по поручению Нурсултана Назарбаева мы вместе с ведущими зарубежными учеными разработали проект создания в поселке Шортанды международного научного исследовательского центра. Он соответствовал опыту ведущих аграрных стран. Там предусматривалось строительство научного городка и создание современных лабораторий.
Создаваемый международный научный центр должен был стать локомотивом развития существующих региональных НИИ
В качестве соисполнителей предусматривалось привлечение зарубежных ученых по различным направлениям аграрной науки, где мы отстаем. Если тот важный проект мы тогда реализовали, наша аграрная наука была бы в другом состоянии. Теперь из этого интервью академика стало понятно, кто не дал реализовать эти необходимые прогрессивные изменения».
— Счета НИИ закрывали или нет, о чем говорит академик Калиев?
— Это было временной мерой во избежание потерь средств НИИ на период реорганизации «КазАгроИнновации» в 2007 году. То есть, отношения к проектированию, как представляет господин Калиев, абсолютно не имеет.
Проект международного центра готовился через два года, то есть в 2009 году.
Замечу, что в своем интервью Гани Алимович говорит, что аграрные университеты с задачей подготовки кадров «справляются плохо», в том числе и наш.
«У оценок есть свои расценки, техника такой «работы» там налажена хорошо». Оставим эти слова на совести автора. Кстати, насколько мне известно, за все время руководства Национальным аграрным научно-образовательным центром академик Калиев так ни разу и не посетил наш университет.