Аграрные вузы и ученые спорят о том, где место науке. Университеты хотят статус научно-исследовательских, а действующие НИИ боятся остаться без денег, имущества и кадров.
На днях в соцсетях начались жаркие споры, почему министерство сельского хозяйства противится объединить аграрные НИИ с вузами. В качестве примера приведем цитаты из публикации в Facebook преподавателя Казахского агротехнического университета им. Сейфуллина Владимира Кияна. Этой публикацией, кстати, поделился на своей странице действующий ректор университета, экс-министр сельского хозяйства Ахылбек Куришбаев.
«Почему КАТУ должен стать исследовательским университетом?! В период сложившейся ситуации наблюдаю много дискуссий и разговоров вокруг научных институтов нашей страны и науки в целом», — пишет педагог. — «Почему сегодня мы говорим об исследовательском статусе университета?! Это самый короткий путь подготовки научных кадров для всех областей экономики станы! В нашем случае — это научные кадры для аграрной науки.
Опробованная нами система (аудитория-лаборатория-производство), которую используют ведущие университеты мира, имеет огромные преимущества
Поэтому только работая сообща (ВУЗ-НИИ-опытные станции) мы можем качественно готовить кадры, которые реально будут востребованы производством. Мы об этом не только говорим, мы это демонстрировали руководителям многих ведомств, первым лицам страны. Все согласны, что это правильный путь. Но что-то опять не так!? Наверное, наше министерство (МСХ) вопреки всем готово предложить альтернативную модель подготовки научных кадров?!»
Казахстанская наука регулярно переживает разные трансформации. Сейчас в стране действуют 24 научно-исследовательских института аграрной направленности и 14 опытных станций. Все эти организации имеют свои бюджеты, имущество и кадры. Бюджеты небольшие, но все же есть. Аграрные вузы тоже получают госзаказ на подготовку специалистов, однако их материальная база для получения студентами практических навыков намного скромнее, чем в НИИ. Своими соображениями, зачем вузам статус научно-исследовательских, с медиапорталом 365info поделился президент Академии сельскохозяйственных наук Гани Калиев.
— Здесь причин много. На эту тему мы с группой ученых как-то написали письмо Касым-Жомарту Токаеву, — говорит ученый.
— То есть тема не новая?
— Этот разговор идет давно. Я всегда возражал идее передать НИИ в вузы. Какая задача у университетов? Дать знания и образование. Они с этой задачей справляются плохо.
Я, например, знаю, что у оценок есть свои расценки, техника такой «работы» там налажена хорошо
Молодежь заканчивает бакалавриат, а знаний у большинства нет. Поэтому вузы пусть занимаются своей основной функцией — образовательным процессом.
Вообще, интеграция науки и образования — идея европейцев. Где, кстати, она не прижилась. Концепцию удалось реализовать Северной Америке. Но где Америка, а где мы?
Мы всегда с университетами говорили: «Хотите интегрироваться? Пожалуйста. Путем координации. В свободное время ученые могут читать лекции, проводить совместную работу или лабораторные исследования. Почему бы и нет?». Но юридически вузы и НИИ должны быть отдельно. Чтобы потом не вышло так, что у земель, зданий и скота опытных станций вдруг не сменился собственник.
— Так ведь по развитию аграрной науки существует целое АО «Казагроинновация», куда входят НИИ.
— Когда это его создали, появилась идея закрыть все мелкие научно-исследовательские институты и оставить только два центра. Речь идет о Научно-производственном центре зернового хозяйства им. Бараева и Научно-инновационном институте животноводства и кормопроизводства.
Думаете, это планировали из-за избытка науки? Слишком дорого в последние годы стоит недвижимость и земля.
Кое-что у авторов этой затеи вышло — все счета НИИ закрыли, открыли один расчетный, и работа встала
Я тогда попал на прием к президенту Нурсултану Назарбаеву и убедил его не делать подобных ошибок. Некоторым институтам по сто лет, у них традиции, опыт, школа, они знают все детали своей отрасли. Если бы десятки НИИ все-таки были преобразованы в два научных центра, всех ученых пришлось бы расселить в два села в Акмолинской и Алматинской областях. Я обосновал президенту, что это нереально. Семьи работников науки не самые богатые. Кто обеспечит работой других членов семьи ученого, уехавшего в село вместе с научным центром?
Важно помнить, что НИИ — это не здания, а люди, и вряд ли кто-то согласится на такой переезд. Нам возражали
Дескать, слишком большие затраты заложили на создание этих двух центров. Парламент, к счастью, эту идею позже завернул. Институтам снова вернули расчетные счета и все активы. Сейчас история началась сначала.
— Расчет на то, чтобы вместе с НИИ в вузы перешло и финансирование науки?
— Деньги деньгами, их на самом деле не так уж и много. А вот земель и скота на опытных станциях полно.
Здесь важна и роль государства. Я уж не говорю про развитые страны, но даже в развивающихся на науку выделяется 1-1,5% ВВП. А Казахстан даже до 0,5% дойти не может. Поэтому молодежь в науку не идет. А те редкие кадры, что заканчивают университеты, не столь грамотны, чтобы прийти на замену старым научным кадрам.
Когда-то наши ученые входили в педсоветы вузов, так что мы знаем, как там диссертации писались и защищались. Студентов за деньги натаскивали по чужим работам
Прикрываться красивыми словами о сотрудничестве с ведущими мировыми университетами — это одно. А как дело доходит до работы на полях, так никто не приспособлен. 70% бакалавров в вузах готовятся на их же деньги. На том университеты и держатся.
Допустим, получат они финансирование, ранее выделявшееся НИИ, а что будет с наукой? Пока разберутся — или ишак умрет, или падишах. Поэтому ученые и сопротивляются.
Нам хватило того опыта, когда опытных ученых пенсионного возраста, десятилетиями возглавлявших НИИ, заменили на молодых менеджеров
На горизонте сразу замелькало слово «приватизация». Я тогда здорово поссорился с министром сельского хозяйства Аскаром Мырзахметовым. Наука не та сфера, где применим опыт бизнеса. Она держится на преданности и знаниях плеяды старых ученых, отдавших работе десятилетия. Любые попытки поставить науку на рыночные рельсы приведут к катастрофе.