Звучит парадоксально, но онлайн-торговля за период карантина снизилась. И хотя готовой еды заказывалось больше, чем других продовольственных и непродовольственных товаров, после карантина не многие продолжают тенденцию. Больше всего онлайн-покупок в карантин пришлось на Алматы.
Двухмесячный карантин, введенный в связи с коронавирусом в Казахстане, вынудил часть казахстанцев прибегнуть к онлайн-покупкам. Многие посчитали этот период отличной возможностью для развития онлайн-торговли в Казахстане. В реальности все оказалось иначе. В мае 2020 года компания Alvin Market опросила взрослое трудоспособное население 17 основных городах Казахстана.
Как отмечает директор компании Наталья Оспанова, в период с марта по май 2020 года, несмотря на предрекаемый бум онлайн-покупок в период пандемии, мы наблюдаем отрицательный баланс покупателей.
Количество покупателей, отказавшихся от онлайн-покупок или сокративших их частоту, превышает количество покупателей, которые стали что-либо покупать чаще
По данным Оспановой, онлайн-покупки на карантине совершали 49% населения, в том числе 31% покупали товары, 38% заказывали готовую еду (из ресторанов и других пунктов общепита).
Среди 31% граждан, которые заказывали товары онлайн, наиболее востребованными были продукты питания, одежда/обувь и техника.
Что покупали онлайн во время карантина
Согласно опросам, наибольший объем онлайн-покупок зафиксирован у местных игроков. Лидером является kaspi.kz – треть покупок пришлась именно на этот портал. Также результаты опроса демонстрируют, что
в условиях кризиса быстро сориентировались мелкие ритейлеры, запустив продажи через Instagram
Среди международных игроков можно выделить Wildberries, который почти в три раза превзошел своего прямого конкурента Lamoda.
Где покупали онлайн во время карантина
А крупные продуктовые ритейлеры практически не воспользовались условиями карантина для развития собственных онлайн-продаж.
Между тем, по данным Натальи Оспановой, лидирующим сервисом по доставке еды из кафе и ресторанов оказался испанский бренд Glovo — на казахстанский рынок он зашел совсем недавно.
Где заказывали еду во время карантина
Glovo с существенным отрывом опережает своих прямых конкурентов — Яндекс.Еда и Wolt.
В период карантина точки общественного питания пытались удержаться на плаву за счет продаж через собственные сайты и аккаунты в соцсетях
Среди предпочитавших заказывать еду, 56% напрямую обратились в службы доставки кафе и ресторанов.
По словам Оспановой, анализ удовлетворенности покупателей онлайн-покупками показывает, что
крупные игроки за счет отлаженности своих бизнес-процессов пока выигрывают на фоне мелких ритейлеров
Впечатление от онлайн-покупок во время карантина
Среди негативных факторов, с которыми могли столкнуться казахстанские покупатели в период карантинных мер, Наталья Оспанова выделяет несколько.
Стоит отметить, что 74% онлайн-продаж приходится на четыре крупных города Казахстана: Алматы, Нур-Султан, Караганда, Шымкент.
— При этом львиная доля (50%) онлайн-продаж осуществляется в Алматы. Их развитию в южной столице способствует целый ряд факторов.
Благодаря большому покупательскому потенциалу региона здесь сосредоточено наибольшее количество игроков, продающих товары в онлайн-режиме
— говорит Наталья Оспанова.
С завершением карантина и перехода жизни в привычное русло встает вопрос о будущем развитии онлайн-торговли в стране.
— Прогноз онлайн-продаж будет зависеть от того, насколько удастся игрокам отработать слабые стороны своего сервиса и сделать для покупателя онлайн-покупку не только выгодной, но и удобной. Однако
пока говорить о взрывном росте онлайн-продаж не приходится
Скорее речь идет о сохранении уже завоеванных позиций,
— подмечает директор Alvin Market.