Нур-Султан
Сейчас
25
Завтра
22
USD
410
+3.50
EUR
462
+5.73
RUB
5.67
-0.05

Количество онлайн-покупок в карантин снизилось — исследование

364
онлайн-покупки

Двухмесячный карантин, введенный в связи с коронавирусом в Казахстане, вынудил часть казахстанцев прибегнуть к онлайн-покупкам. Многие посчитали этот период отличной возможностью для развития онлайн-торговли в Казахстане. В реальности все оказалось иначе. В мае 2020 года компания Alvin Market опросила взрослое трудоспособное население 17 основных городах Казахстана.

Траты на готовую еду

Как отмечает директор компании Наталья Оспанова, в период с марта по май 2020 года, несмотря на предрекаемый бум онлайн-покупок в период пандемии, мы наблюдаем отрицательный баланс покупателей.

Количество покупателей, отказавшихся от онлайн-покупок или сокративших их частоту, превышает количество покупателей, которые стали что-либо покупать чаще

По данным Оспановой, онлайн-покупки на карантине совершали 49% населения, в том числе 31% покупали товары, 38% заказывали готовую еду (из ресторанов и других пунктов общепита).

Стремление одеваться в карантин

Среди 31% граждан, которые заказывали товары онлайн, наиболее востребованными были продукты питания, одежда/обувь и техника.

                                      Что покупали онлайн во время карантина

Кто поймал возможность?

Согласно опросам, наибольший объем онлайн-покупок зафиксирован у местных игроков. Лидером является kaspi.kz – треть покупок пришлась именно на этот портал. Также результаты опроса демонстрируют, что

в условиях кризиса быстро сориентировались мелкие ритейлеры, запустив продажи через Instagram

Среди международных игроков можно выделить Wildberries, который почти в три раза превзошел своего прямого конкурента Lamoda.

                                        Где покупали онлайн во время карантина

А крупные продуктовые ритейлеры практически не воспользовались условиями карантина для развития собственных онлайн-продаж.

Еда до двери в карантин

Между тем, по данным Натальи Оспановой, лидирующим сервисом по доставке еды из кафе и ресторанов оказался испанский бренд Glovo — на казахстанский рынок он зашел совсем недавно.

                                  Где заказывали еду во время карантина

Glovo с существенным отрывом опережает своих прямых конкурентов — Яндекс.Еда и Wolt.

В период карантина точки общественного питания пытались удержаться на плаву за счет продаж через собственные сайты и аккаунты в соцсетях

Среди предпочитавших заказывать еду, 56% напрямую обратились в службы доставки кафе и ресторанов.

Чем недовольны онлайн-покупатели?

По словам Оспановой, анализ удовлетворенности покупателей онлайн-покупками показывает, что

крупные игроки за счет отлаженности своих бизнес-процессов пока выигрывают на фоне мелких ритейлеров

                            Впечатление от онлайн-покупок во время карантина

Среди негативных факторов, с которыми могли столкнуться казахстанские покупатели в период карантинных мер, Наталья Оспанова выделяет несколько.

  • Несвоевременность доставки, что особенно актуально для продуктовых ритейлеров. В ряде случаев она могла быть отложена на несколько дней, что автоматически делало покупку непривлекательной.
  • Сложности с возвратом и обменом товара. В период ЧП точки по возврату и обмену были закрыты.
  • Переход на бесконтактные формы платежей, например, с помощью онлайн-оплаты через платежную карту. Это условие автоматически делало невозможным покупку для людей, не имеющих банковские карты или не признающих онлайн-транзакции.
  • Ограниченность ассортимента из-за прервавшихся поставок товаров.

В Алматы онлайн-покупателей больше всего

Стоит отметить, что 74% онлайн-продаж приходится на четыре крупных города Казахстана: Алматы, Нур-Султан, Караганда, Шымкент.

— При этом львиная доля (50%) онлайн-продаж осуществляется в Алматы. Их развитию в южной столице способствует целый ряд факторов.

Благодаря большому покупательскому потенциалу региона здесь сосредоточено наибольшее количество игроков, продающих товары в онлайн-режиме

  • Система продажи, доставки, оплаты и возврата значительно отлажена у крупных игроков
  • У региона привлекательное месторасположение с точки зрения логистических цепочек и организации зарубежных поставок
  • «Продвинутый» уровень покупательского опыта у жителей региона не только с казахстанскими продавцами, но и с зарубежными онлайн-магазинами,

— говорит Наталья Оспанова.

Жизнь после карантина

С завершением карантина и перехода жизни в привычное русло встает вопрос о будущем развитии онлайн-торговли в стране.

— Прогноз онлайн-продаж будет зависеть от того, насколько удастся игрокам отработать слабые стороны своего сервиса и сделать для покупателя онлайн-покупку не только выгодной, но и удобной. Однако

пока говорить о взрывном росте онлайн-продаж не приходится

Скорее речь идет о сохранении уже завоеванных позиций,

— подмечает директор Alvin Market.

 

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter