Традиционный уклад, в котором доминируют мужчины, стал преобладающим. Чтобы это изменить, нужны время и деятели, формирующие новые идеи.
Проявления сексизма в Казахстане – итог гендерного неравенства. Но чтобы это изменить, недостаточно новых законов и уж тем более простых призывов стать другими, считает социолог Есет Есенгараев. В обществе должны измениться базовые культурные представления о человеке, о «нормальном мужчине» и «нормальной женщине». Нужна трансформация ценностей, определяющих отношения между людьми.
— Как бы вы охарактеризовали существующие сегодня в обществе гендерные представления?
— Категории, формирующие нашу гендерную идентичность, укоренены в культурных традициях. Поэтому, когда у нас рассуждают о гендерных вопросах, больше опираются на эмоции, чем на логические и фактические аргументы.
Особенно эмоционально относятся к гендерным проблемам малообразованные люди, так как их выводы о мужественности и женственности основываются на узких представлениях
Из-за особенностей нашей истории, в этих понятиях не заложено влияние аристократической культуры. Они базируются на атрибутах, выработанных в рамках низовой культуры.
Исторически преобладают иерархические отношения между мужчинами и женщинами, хотя юридически они равноправны.
— Может нам нужна новая идеология гендерного равенства?
— Как и экономика, социокультурное устройство нашего общества относится к смешанному типу. В нем присутствует одновременно нормы традиционной, советской индустриальной и современно-либеральной культуры. Но доминирующим является традиционное начало, а не либеральное.
Изменить культуру, опираясь только на политические меры, пытаться навязать какую-либо идеологию, невозможно
Новые ценности и нормы формируют культурные деятели, а они у нас не очень продуктивны. Новые культурные нормы могут утвердиться, если они обретут легитимность в глазах большинства нашего общества.
— Чтобы достичь гендерного равенства, нужно выстраивать отношения горизонтального типа. Они должны прийти на смену традиционно вертикальным отношениям.
Есть устойчивая связь между высоким уровнем ценности иерархии в обществе и уровнем в нем гендерного неравенства
В обществе с эгалитарной культурой больше возможности для гендерного равенства. К примеру, в скандинавских странах массовое позитивное отношение мужчин к гендерному равенству. Там высокий процент женского представительства в руководстве компаний и в госучреждениях. В финском правительстве несколько министров — женщины, и возглавляет его тоже женщина. Общество воспринимает это нормально.
— Но чтобы этого добиться, пришлось пройти долгий путь…
— Сегодня центром распространения представлений о гендерном равенстве является Запад. Но и там изменения в гендерных вопросах были длительным и болезненными. Первых западноевропейских активисток – суфражисток, выступавших с требованием дать женщинам право участвовать в выборах, избивали на демонстрациях и арестовывали. На то, чтобы получить право голосовать, женщинам западноевропейских стран потребовалось несколько десятилетий. Впоследствии наследницы суфражисток, феминистки расширили требования по уравнению прав женщин и мужчин, боролись за отмену всех видов дискриминации, которым женщины исторически подвергались и подвергаются в той или иной степени и сегодня.
— Сколько времени потребуется казахстанскому обществу для достижения равноправия – не только формального, а фактического?
— Мы относимся к обществам с ярко выраженной приверженностью иерархическим ценностям, что неизбежно сказывается и на гендерных отношениях. Иерархическое поведение в не меньшей степени характерно и для наших женщин.
Среди наших женщин, занимающих начальственные должности, мы видим не меньше тиранов, чем среди мужчин
И хамства среди них не меньше.
В обществе, где почитается иерархия, массово распространено хамство и грубость, трудно изменить и гендерное неравенство
Потребность в иерархии глубоко засела в мышлении и эмоциях наших людей. И от таких установок больше страдают женщины, так как они слабее. Надо менять такой порядок, но следует осознавать, что к более эгалитарному порядку, в том числе и в гендерных отношениях, нет быстрого и прямого пути.
— Формирование новых представлений, ценностей, норм в обществе – сложный и не быстрый путь. Если мы говорим о смене вертикальных отношений на горизонтальные, тогда мы должны осознавать, что горизонтальные отношения – это более сложные отношения, чем вертикальные. И они не могут быть выстроены без соответствующего усложнения культуры. Пока у наших людей, и, особенно, у активистов, выступающих за изменения гендерных и в целом общественных отношений, нет достаточного понимания необходимости формирования более сложной современной культуры. Конечно, нужно менять и законодательство, в том числе и по ужесточению наказании за домашнее насилие. Но только изменением законодательства равноправие не сформировать.
— В СССР было провозглашено гендерное равенство. Так почему же с его развалом оно исчезло и не сохранилось в нашем обществе?
— Равенство, достигнутое в советский период, оказалось достаточно поверхностным. Да, советская система существенно поменяла гендерные отношения. Но патриархальная основа общества не была затронута – доминирование мужчин сохранилось.
После распада Союза патриархальное начало усилилось в связи с возрождением традиционных социокультурных норм
Постсоветские реалии еще раз подтверждают, что к гендерному равенству, как и к другим общественным отношениям современного типа, нет прямой дороги. К ним нельзя прийти только лишь основываясь на одном желании. Без сопутствующего развития дополнительных значений, ценностей,
практик, невозможно выстроить и отношения современного типа, в том числе и гендерные.
— Но это не означает, что надо сидеть и ждать, когда эти примеры возникнут сами по себе и утвердятся в полном объеме. Нужно прилагать ежедневные усилия по изменению существующих отношений, включая и гендерные. Но это не должно происходить и слишком быстро. Иначе могут возникнуть искаженные и конфликтные нормы и отношения. Пока у нас только призывы, не переходящие в продуктивные виды деятельности.
Вы ведь не сможете назвать книги и фильмы, которые бы воспроизводили новые модели гендерных отношений!
Не в виде пропаганды, а в виде конкретизированных сценариев современной жизни. Поэтому у нас пока нет культуры, которая могла бы быть основой для современных практик и ролевых моделей. Присутствуют лишь фрагменты современности, но они не образуют жизнеспособный комплекс отношений.
— А как же феминистическое движение в Казахстане? Оно способствует переменам в гендерных вопросах?
— Феминизм у нас находится в зачаточном состоянии, если сравнивать с развитыми странами. В развитом мире, за длительный период, сформировалось десятки его разновидностей – это сложные, противоречивые, иногда конфликтующие между собой течения. В Казахстане пока это «начальная школа», где феминистки борются за общие права женщин.
Пока это общие лозунги, но, если они хотят более эффективно влиять на изменение гендерных отношений, то они должны переходить к более сложным конкретизированным практикам
Призывами делу особо не поможешь. Наш феминизм пока основывается на реактивном поведении – реагирует на происходящее. А для изменений и утверждений новых норм необходимо переходить к проактивной деятельности. Должны появляться авторы-феминистки, которые бы формировали новые современные представления и смыслы.