Казахстан оказался не готов к пандемии COVID-19 из-за несогласованности действий и безответственности людей.
Свыше 15 тысяч заболевших коронавирусом в Казахстане — эта цифра в два раза превышает первоначальные прогнозы минздрава. Июнь оказался критическим.
COVID-19 диагностирован у членов правительства, число смертей перевалило за сотню. Некоторые области снова вынуждены были уйти на глубокий карантин и объявили о прекращении госпитализации плановых больных. 18 июня кабмин принял решение об ужесточении ограничительных мер для всей страны.
Паника, в которой принимаются решения, вызывает у общества серьезные вопросы. Особенно с плановыми операциями. COVID-19 не отменил онкологию, хирургию и другие медицинские профили. Не перешла ли страна в режим естественного отбора? На эти и другие вопросы ответила президент общественного фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова.
— Бахыт Ниязбековна, ситуация с заболеваемостью COVID-19 в стране чрезвычайная. Многие области объявили об отказе от госпитализации плановых больных. Но ведь из-за вируса другие болезни никуда не делись. Не получится ли так, что из-за предпринимаемых мер в Казахстане увеличится смертность от неинфекционных болезней?
— У меня такое ощущение, что до пика заболеваемости COVID-19 мы еще не дошли. Вопросов действительно много. И чтобы на них ответить, нужен сильный мониторинг состояния здоровья всех больных, стоящих на том или ином учете. Плановая операция плановой операции рознь.
Любая плановая операция рано или поздно становится экстренной. Приведу конкретный пример
Вчера мне пришлось помогать одной семье через руководство алматинского городского управления здравоохранения. Вопрос в итоге они решили, но без моего вмешательства семья не могла достучаться ни в одну дверь. У женщины преклонного возраста сосудистые проблемы, ее посещали хирурги, делали перевязки, она неходячая. И ей потребовалось оперативное вмешательство. Причем если не принять срочные меры в течение двух дней, процесс стал бы необратимым, женщине грозила ампутация ноги. Все было хорошо, пока семье не поставили условие – самостоятельно сделать ПЦР на COVID-19.
Начались проблемы. В лабораторию пойти сама она не могла, лежачая. А родственники нигде не могли найти службу, которая могла бы провести исследование на дому. В конечном итоге вмешалась я, вопрос решился. Но это ведь не дело, когда больной человек находится на контроле у медиков, а ПЦР ее заставили сдать самой.
Такая половинчатая помощь никуда не годится. Особенно когда пациент нуждается в экстренной помощи
Сегодня при всей трудности ситуации, даже несмотря на то что мы только подбираемся к пику заболеваемости коронавирусом, нужно обращать внимание на экстренных пациентов. И принимать меры к оказанию им полного объема помощи.
— Как вы думаете, а почему, несмотря на режим ЧП и карантин, Казахстан все же захлестнула пандемия?
— Здесь множество причин. Не хочу обвинять кого-то конкретно, потому что проблемы с обеспечением средствами защиты были и у медиков. А вед если их не обезопасить должным образом, к концу года больных попросту некому будет лечить.
Свою лепту в распространение инфекции внесло и население. Люди не соблюдали меры предосторожности. Есть и такие, причем речь об образованных людях, кто не верит ни в существование вируса, ни в пандемию. А отрицание и недоверие в экстренных ситуациях играют злую шутку.
Кроме того, послабления карантина были приняты слишком рано. После трех месяцев самоизоляции люди пустились во все тяжкие
Государство, когда давало прогнозы, недооценило серьезность ситуации. Также мы не учли опыт других стран и менталитет нашего населения. В самой системе заразились многие медики и выбыли из строя. Все эти ошибки и привели к росту заболеваемости.
Однако не нужно теперь второй раз наступать на те же грабли. Исполнение одних решений не должно усугублять другие проблемы. Это я к тому, что недопустимо под шумок оставлять без экстренной помощи тяжелых пациентов.
Система должна работать как часы. Сейчас этого, увы, нет. Нет конкретного алгоритма действий, если у человека появились симптомы вируса. Кто-то утверждает, что нужно звонить в скорую, кто-то – что в поликлинику. Люди в растерянности, потому что их футболят из одной службы в другую. При таком положении дел ни о каком улучшении эпидситуации в стране не может быть и речи.
— В больничном фонде не хватает койко-мест. Как решать проблему? На строительство новых больниц нет времени.
— Можно задействовать пустующие общежития, перепрофилировать под инфекционные стационары какие-то медцентры. Главное – не перегнуть палку, чтобы было куда госпитализировать людей с другими заболеваниями.
— В мире уже 8 млн заразившихся. Казахстан тоже переплюнул собственные прогнозы в два раза. Есть ли вероятность вторичного перевода страны в режим ЧП?
— К сожалению, экономика не позволит снова уйти на строгий карантин. Однако ужесточения необходимы. Кроме того, нужен четкий учет тех же бессимптомных, число которых стремительно растет.
Я думаю, что главной ошибкой были заниженные прогнозы.
Не нужно рисовать спокойную картину, инфекцию не спрячешь. Кому нужна урастатистика, если в стране все больницы переполнены?
Ну и наконец, государству нужно открыть глаза не только на ситуацию в системе здравоохранения, но и на работу других социальных служб. Сейчас самые уязвимые группы населения – пожилые люди с хроническими заболеваниями. И когда им нужно срочно решить какой-то вопрос, они не могут никуда дозвониться. Контактные данные, которые указаны на сайтах социальных служб, часто устаревшие. И никто за этим не следит. А ведь люди старшего поколения очень дотошные, они сразу идут туда, подвергая себя опасности заражения.
Я буквально на днях сама проверила, как работают телефоны службы соцзащиты города. На сайте указаны четыре мобильных номера. Я обрадовалась. Дозвонилась лишь на два номера, но оба оказались личными телефонами бывших сотрудников службы. Кажется, что это мелочь, но нет.
Нам из всех утюгов говорят, чтобы мы беспричинно не выходили из дома. Однако в реальной жизни, как оказалось, причин выйти гораздо больше. Причем по вине самих госструктур
Сейчас нам срочно нужно сделать все выводы, принять правильные решения и готовиться к осенней волне. Уверена, что до конца 2020 года нам некогда будет отдышаться.