Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
489
-3.25
EUR
530
-2.09
RUB
5.04
-0.03

Американец Дэнис Кин считает, что очерк «Америка әсерлері» Мухтара Ауэзова должны перевести на многие языки

2722

Дэнис в Казахстане почти свой человек. Он основатель сервиса пеших прогулок Walking Almaty. Говорит, что застрял в Калифорнии из-за пандемии коронавируса и ему не терпится поскорее вернуться в Казахстан. Теперь уже и для того, чтобы рассказывать казахстанцам об Ауэзове. Вот несколько открытий Дэниса.

В 1960 году Ауэзов с группой советских писателей совершил месячное турне по Соединенным Штатам Америки.

Вместе с ним в группе были писатели Степан Щипачёв, Леонид Леонов и Олесь Гончар. Их сопровождали Софья Крюгерская, переводчик и литературный критик из Москвы, а также команда из Государственного департамента — Джон Бейкер, сотрудник Бюро по связям с общественностью, Натали Грант Врага, советолог и переводчик Борис Кравец.

«Эта поездка была воистину исторической, но сегодняшние ученые, как правило, упускают из виду ее важность. Возможно, обескуражены отсутствием первоисточников.

Здесь был Мухтар Ауэзов — пожалуй, величайший казахский деятель культуры 20-го века, культивировавший советскую мягкую силу в самом сердце американского зверя!

Тем не менее сцены из этого грандиозного приключения приходят только в виде виньеток: случайная новость в онлайн-архиве или черно-белая фотография, обнаруженная в доме писателя, который превратили в музей.

Спустя год после поездки Ауэзова в США гигант казахского слова трагически погиб в Москве во время операции по удалению ракового полипа. Его «Впечатления от Америки» остались незавершенными, последняя великая история его жизни осталась невысказанной», — написал Денис об итогах своего исследования.

Он уверен, что

должна быть возможность перевести наконец очерк «Америка әсерлері» на многие языки, чтобы труд стал доступен более широкой аудитории

— Я думаю, американцы сочли бы эту историю неотразимой: человек по имени Мухтар написал эпос о степи и нашел их в Библиотеке Конгресса.

Удивительный Казахстан

Дэнис выбрал профессию лингвиста после своего самого первого визита в Казахстан. Говорит, что влюбился в культуру казахского народа. В университете Стенфорда начал учить казахский язык. Затем вернулся в Казахстан и женился на казашке. В прошлом году в сентябре супруги поехали в США, в ноябре у них родился сын.

— Я начал работать профессором в Калифорнийском университете (UCLA) в Лос-Анджелесе.

Кстати,

в американских архивах есть упоминание, что Ауэзов посещал университет в Лос-Анджелесе

Думаю, это был мой университет, но подтверждения этому в архиве студенческой газеты найти не смог.

В Калифорнийском университете я преподаю в отделе славянских и евразийских языков и культур, один курс по истории и культуре Казахстана и еще один — введение в казахский язык. В течение нескольких лет UCLA участвовала во флагманской программе, отправляя студентов в Алматы изучать русский язык в КазНУ на лето или на весь учебный год.

— Чем еще занимались во время карантина?

— Преподаю казахский язык через Zoom, ученики его любят. Недавно в соавторстве с моей подругой Грейс Гарретт закончил книгу «Удивительный Казахстан». Она выйдет в конце этого или следующего года. И я все еще работаю над своим проектом о монументальном искусстве в Казахстане.

Казахская интеллигенция разная

— Дэнис, как вы считаете, насколько качественно изменились отношения Казахстана и США с 1960-х годов? Осталась ли Америка для казахской интеллигенции «страной врага»? 

— Трудно сказать, до какой степени сам Ауэзов или казахская интеллигенция того времени действительно испытывали антагонизм по отношению к американской системе.

Его собственные впечатления были

описаны в эссе, оно было опубликовано советскими цензорами. И ясно, что Ауэзов старался изо всех сил критиковать аспекты капиталистической системы

Теперь отношение явно изменилось. Но это зависит от того, о какой казахской интеллигенции мы говорим. О более традиционалистской реакционной казахскоязычной интеллигенции или русскоязычной с ее либеральными ценностями.

Для некоторых казахских консерваторов Америка, несомненно, по-прежнему представляет угрозу для их системы ценностей. Но для большинства либералов американские ценности считаются источником вдохновения и образцом

Конечно, многие казахские активисты восприняли волнения последних недель в Америке как способность граждан мобилизоваться для перемен.

Библиотека Шекспира произвела впечатление на Ауэзова

— Давайте вернемся к вашему исследованию о последнем путешествии Ауэзова. Как вы работали над ним? Насколько открыты документы в наших архивах для иностранного ученого?

— Мне было любопытно искать детали о поездке Ауэзова, о которой я впервые узнал во время посещения его дома-музея.

Решил поискать информацию об этом на английском языке в некоторых американских газетных архивах. Удалось найти несколько интересных источников

Затем в своих поисках я использовал текст «Америка әсерлері», где Ауэзов упоминает The Saturday Review (американский литературный журнал – авт.). Нашел нужный мне номер, там была замечательная история о писателе.

Всю эту работу я делал во время карантина, из своего дома в Калифорнии. Мы тут застряли, и нам не терпится скорее вернуться в Казахстан.

Надеюсь, что казахские ученые, изучающие творчество Ауэзова, смогут внести свой вклад в это исследование. Например, показать личную переписку, фотографии и прочее.

— Как вы считаете, какое впечатление на советских писателей произвели США? Отразилась ли эта поездка в стан «врага» на их творчестве? И, возможно, на их отношениях с коллегами по цеху?

— Сложно сказать, какими были их истинные впечатления от визита в США. Потому что их отчеты по поездке были смоделированы по определенной идеологической формуле. На Ауэзова явно произвела впечатление часть его поездки. В частности, посещение библиотеки Шекспира.

Через год после поездки Ауэзов скончался, поэтому невозможно сказать, как поездка повлияла на его работу. Но Щипачёв о своем визите написал стихотворение под названием «Нью-Йорк».

— Как вы считаете, насколько искренними были беседы советских писателей с американскими? То есть насколько идеологии и стереотипы СССР и США могли повлиять на их общение и понимание?

— Мне было интересно читать интервью в американских газетах, потому что, с одной стороны, писатели очень защищали советскую идеологию и культуру. Они постоянно настаивали на том, что советские писатели были лучшими творцами, а советские читатели были лучше образованы и так далее.

О некоторых вещах они высказывали справедливые, на мой взгляд, соображения. Например, что

средний советский гражданин читает больше, чем средний американец

Но интересно и то, что свои идеологические предубеждения были и у американских журналистов. Например, они написали, что Мухтар Ауэзов рассказал, как его внук попросил привезти ему машину «Кадиллак». «Видите, — писали они, — Советы завидуют нашему потребительскому выбору».

Но обе стороны оценивали друг друга по-своему.

Американцы чувствовали себя превосходящими в своем материальном богатстве. Советы — в своем моральном и культурном

И похоже, каждая сторона осталась при своем мнении.

Эти истории о Никсоне и Ауэзове появились как незапланированный проект. Я просматривал архивы некоторых американских газет, искал все упоминания об Алматы и Казахстане. Между нашими странами так много интересных связей, так много историй, о которых еще не было сказано. Я хочу внести свой вклад в эти отношения.

— Дэнис, я уверена, вы должны продолжать свои исследования. Пожалуй, они сделают больше, чем все баррикады, на которые сегодня так популярно подниматься.

— Что ж, я всегда рад искать материалы в американских архивах и хотел бы сотрудничать с казахстанскими учеными, чтобы найти материалы и в казахских архивах. Считаю, что сотрудничество очень важно, и мы можем помочь друг другу.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter