То, что отечественное образование всех уровней находится в глубоком системном кризисе — является общепризнанным фактом, в констатации которого сходятся граждане самых разных убеждений и само государство, регулярно делающее попытки реформировать эту сферу.
Эти стремления, однако, уже много лет наталкиваются на непреодолимую стену из бюрократии, несовершенства законов, дефицита кадров и отсутствия внятной альтернативы нынешнему устройству, являющему собой противоречивый гибрид из новомодных зарубежных тенденций, местных ноу-хау сомнительной эффективности и худших рудиментов советской системы.
Именно проблемам образования и науки будет посвящено сегодняшнее заседание НСОД. В недавнем обращении глава государства о необходимости радикальных реформ в этой сфере. Накануне мероприятия директор инновационной школы Astana Garden School и выпускник Кембриджского университета Нурмухаммед Досыбаев опубликовал на своей Фейсбук-странице развернутое обращение к президенту Токаеву, в котором перечислил имеющиеся недостатки и подробно изложил свой сценарий по их исправлению.
Его критика в адрес казахстанской школы, университета и академии кажется весьма точной, убедительной, но в целом, хорошо известной большинству наших сограждан.
Растущее с каждым годом невежество наших школьников и выпускников, которые демонстрируют все более удручающий уровень знаний, творческого и аналитического мышления, неумение собственно учиться, антисоциальное поведение, отсутствие мотиваций к учебе и общему самосовершенствованию и презрение к учителям. Парадоксально, что при этом казахстанские учащиеся перегружены уроками, домашними заданиями и сложной программой, не говоря уже о некомфортном школьном быте с переполненными классами, вторыми и даже третьими сменами.
Впрочем, жизнь преподавателей выглядит не лучше: высокие трудовые нагрузки, низкие зарплаты, обремененность дополнительными задачами и бумажно-бюрократической работой, а также неуважение многих подопечных и их родителей. Образ типичного казахстанского педагога как человека занятого тяжелой и ответственной, но низкооплачиваемой работой, тоже не способствует ректурированию в эту сферу талантливых и энергичных людей.
Обо всём этом давно идёт бурная дискуссия в родительском и профильном сообществах, в СМИ, на круглых столах и официальных заседаниях всех уровней.
Кроме того, господин Досыбаев указал на сложную и неэффективную систему Министерства образования и науки, которое обладает необычайно широким кругом обязательств и полномочий, в гуще которых, однако, теряется и путается цепочка официальных лиц несущих ответственность за все вышеперечисленные проблемы, сбои и противоречия. Фактически, в описании эксперта — ведомство является отдельным государством, причем крайне несостоятельным.
Он предлагает следующие меры по исправлению этой печальной ситуации.
Во-первых, разделить нынешнее МОН РК на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. По его мнению, это позволит первому «полностью сфокусироваться на вопросах дошкольного, среднего и профессионально-технического образования» — именно ему предлагается подчиниться все органы управления.
Второе, как очевидно следует, будет заниматься про профильными темами, тем более что фундаментальная наука в нашей стране фактически отсутствует, — отмечает эксперт.
При этом, такое разделение будет плодотворным лишь в том случае, если новые ведомства укрепят кадровым призывом управленцев из «поля», знающих систему на всех уровнях, имеющих необходимый опыт преподавательской, управленческой и аналитической деятельности.
Школы предлагается напрямую подчинить Министерству, параллельно развивая в них систему автономного управления и принятия решений, принимать которые будут попечительские советы и родительские сообщества.
Проблему учительской компетентности решить предлагается довольно очевидным способом: увеличением заработной платы.
— Реформа как таковая возможна только при условии увеличения финансирования, — отмечает Досыбаев, — улучшение условий труда и повышением статуса самой профессии в массовом сознании и культуре и целевой подготовкой педагогических и управленческих кадров по опыту Сингапура и Финляндии.
Нехватку школ тоже аналогично — широкомасштабным строительством трёх тысяч «социальных школ», возведением которых должны заняться местные инвесторы и меценаты, привлеченные льготными кредитами, выделением земельных участков и подведением коммуникаций.
Текст завершается обращением к президенту всерьез рассмотреть предложенные меры и начать их реализацию.
По итогам заседания НСОД будет понятно, дошло ли это послание и каких перемен в этой сфере следует ожидать в ближайшем будущем.