Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Системные реформы в сфере образования и науки невозможны без изменения существующего формата госуправления

547
Фото: liter.kz

Эти стремления, однако, уже много лет наталкиваются на непреодолимую стену из бюрократии, несовершенства законов, дефицита кадров и отсутствия внятной альтернативы нынешнему устройству, являющему собой противоречивый гибрид из новомодных зарубежных тенденций, местных ноу-хау сомнительной эффективности и худших рудиментов советской системы.

Именно проблемам образования и науки будет посвящено сегодняшнее заседание НСОД. В недавнем обращении глава государства о необходимости радикальных реформ в этой сфере. Накануне мероприятия директор инновационной школы Astana Garden School и выпускник Кембриджского университета Нурмухаммед Досыбаев опубликовал на своей Фейсбук-странице развернутое обращение к президенту Токаеву, в котором перечислил имеющиеся недостатки и подробно изложил свой сценарий по их исправлению.

Его критика в адрес казахстанской школы, университета и академии кажется весьма точной, убедительной, но в целом, хорошо известной большинству наших сограждан.

Растущее с каждым годом невежество наших школьников и выпускников, которые демонстрируют все более удручающий уровень знаний, творческого и аналитического мышления, неумение собственно учиться, антисоциальное поведение, отсутствие мотиваций к учебе и общему самосовершенствованию и презрение к учителям. Парадоксально, что при этом казахстанские учащиеся перегружены уроками, домашними заданиями и сложной программой, не говоря уже о некомфортном школьном быте с переполненными классами, вторыми и даже третьими сменами.

Впрочем, жизнь преподавателей выглядит не лучше: высокие трудовые нагрузки, низкие зарплаты, обремененность дополнительными задачами и бумажно-бюрократической работой, а также неуважение многих подопечных и их родителей. Образ типичного казахстанского педагога как человека занятого тяжелой и ответственной, но низкооплачиваемой работой, тоже не способствует ректурированию в эту сферу талантливых и энергичных людей.

Обо всём этом давно идёт бурная дискуссия в родительском и профильном сообществах, в СМИ, на круглых столах и официальных заседаниях всех уровней.

Кроме того, господин Досыбаев указал на сложную и неэффективную систему Министерства образования и науки, которое обладает необычайно широким кругом обязательств и полномочий, в гуще которых, однако, теряется и путается цепочка официальных лиц несущих ответственность за все вышеперечисленные проблемы, сбои и противоречия. Фактически, в описании эксперта — ведомство является отдельным государством, причем крайне несостоятельным.

Он предлагает следующие меры по исправлению этой печальной ситуации.

Во-первых, разделить нынешнее МОН РК на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. По его мнению, это позволит первому «полностью сфокусироваться на вопросах дошкольного, среднего и профессионально-технического образования» — именно ему предлагается подчиниться все органы управления.

Второе, как очевидно следует, будет заниматься про профильными темами, тем более что фундаментальная наука в нашей стране фактически отсутствует, — отмечает эксперт.

При этом, такое разделение будет плодотворным лишь в том случае, если новые ведомства укрепят кадровым призывом управленцев из «поля», знающих систему на всех уровнях, имеющих необходимый опыт преподавательской, управленческой и аналитической деятельности.

Школы предлагается напрямую подчинить Министерству, параллельно развивая в них систему автономного управления и принятия решений, принимать которые будут попечительские советы и родительские сообщества.

Проблему учительской компетентности решить предлагается довольно очевидным способом: увеличением заработной платы.

— Реформа как таковая возможна только при условии увеличения финансирования, — отмечает Досыбаев, — улучшение условий труда и повышением статуса самой профессии в массовом сознании и культуре и целевой подготовкой педагогических и управленческих кадров по опыту Сингапура и Финляндии.

Нехватку школ тоже аналогично — широкомасштабным строительством трёх тысяч «социальных школ», возведением которых должны заняться местные инвесторы и меценаты, привлеченные льготными кредитами, выделением земельных участков и подведением коммуникаций.

Текст завершается обращением к президенту всерьез рассмотреть предложенные меры и начать их реализацию.

По итогам заседания НСОД будет понятно, дошло ли это послание и каких перемен в этой сфере следует ожидать в ближайшем будущем.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter