В социальных сетях появилась информация, что люди массово скупают препараты для профилактики коронавируса, на самом деле не предназначенные для здоровых.
Пандемия коронавируса и введение карантина против COVID-19 породили массу слухов и сплетен среди несведущего населения. Кто-то пропагандировал сжигание адраспана, якобы убивающего вирус. После появилась новая панацея — корень имбиря и лимон. Ажиотаж на имбирь был таким, что в считанные дни пряность стала стоить дороже барреля нефти.
Теперь люди придумали себе новое опасное «развлечение» — использование в домашних условиях серьезных препаратов, применяемых при лечении COVID-19. В подтверждение приводим текст пользователя Facebook Веры Бурдаковой, которая столкнулась с новым явлением.
«Многие наверняка читали о том, что проводились клинические испытания гидроксихлорохином (плаквенил). Вы можете смело набрать в интернете и почитать статьи», — пишет автор публикации. — «Люди повально начали скупать этот препарат. Зачем?
Вы в курсе вообще, что это за лекарство? Это иммунносупрессивный медикамент, то есть если вы не знали — подавляющий иммунитет
Он применяется при лечении аутоимунных заболеваний. И если человек не болеет коронавирусом, он ему не нужен! Даже для профилактики! В 90% случаев!»
Далее Бурдакова пишет, что это лекарство принимала ее дочь, страдающая склеродермией. Но теперь им нужны другие препараты, и Вера выставила плаквенил на продажу.
«Мы продавали его через интернет, чтобы потом приобрести другие препараты», — говорится в публикации. — «Прошло уже 2 года! А нам звонят и спрашивают, есть ли он у нас?! Я в одном разговоре не удержалась и спросила: «Простите, а зачем он вам?». И услышала следующее: «Хотел привезти пожилым родителям, чтобы попили для профилактики!».
Напоследок она приводит серьезные аргументы, почему плаквенил не нужен и даже опасен здоровым людям. Полный текст публикации читайте тут.
Редакция 365info решила выяснить у президента Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК Марины Дурмановой, действительно ли в аптеках возник ажиотаж на рецептурные препараты, якобы способных противостоять COVID-19?
— Марина Ивановна, что можно сказать о таком препарате, как плаквинил, который присутствует в протоколе лечения COVID-19 вместе с азитромицином? В Facebook пишут, что люди побежали его скупать для профилактики коронавируса, тогда как он подавляет иммунитет.
— Ничего подобного я не слышала. Но отмечу, что нет никакого смысла приобретать для себя лекарства для лечения коронавирусной инфекции. Причина проста –
на данный момент препараты с доказанной эффективностью и безопасностью, которые воздействуют непосредственно на этот вирус, просто отсутствуют
Клинические исследования, соответствующие международным требованиям и позволяющие пройти жесткую оценку для допуска на рынок, процесс непростой и очень длительный.
Но время идет, клинический опыт расширяется и пополняется. Появляется все больше и больше данных. Поэтому все быстро меняется, и наш казахстанский протокол уже много раз менялся. Ведь вышла уже 6-я версия. И это за короткое время! Это огромная работа клиницистов и минздрава.
В отношении гидроксихлорохина отмечу, на днях
самые авторитетные регуляторные агентства опубликовали информацию для населения, предостерегающую от самостоятельного (вне больницы) применения гидроксихдорохина
К примеру, управление США по продуктам питания и лекарственным средствам (FDA) выпустило официальное предупреждение о серьезных побочных эффектах при применении противомалярийных препаратов гидроксихлорохин и хлорохин для лечения пациентов с COVID-19.
Как отмечается в сообщении, серьезные неблагоприятные последствия могут быть связаны с сердцем. В частности, были зафиксированы аномальные сердечные ритмы, опасно быстрое сердцебиение (желудочковая тахикардия и фибрилляция желудочков), а в некоторых случаях наступала смерть. В общем, самостоятельно принимать такие серьезные препараты нельзя категорически.
— А что сейчас вообще происходит в аптеках? Есть ли какой-то ажиотажный спрос на те или иные препараты?
— Никакого ажиотажа нет. Хоть в период карантина ограничения не коснулись аптек и продуктовых магазинов, количество посетителей сократилось. Пройдите в аптеки, и вы увидите, что людей очень мало, а интересуют их в основном средства защиты и витамины.
В аптеках также немноголюдно, как и везде. В период карантина, еще раз повторю, люди закупали больше продовольствия, чем лекарств.
Именно поэтому экономически пострадали не только те сферы бизнеса, которым ограничили работу, но и аптеки
Спад торговли наблюдался везде, ведь карантин объективно подразумевает сокращение посетителей. Следовательно, снизилась и выручка. Не могу вам сказать, на какой процент, потому что статистических данных по этому поводу пока нет.
— А антибиотики и иммуномодуляторы пользуются спросом?
— Иммуномодуляторы всегда пользовались спросом и есть в наличии. Но они отпускаются без рецепта. Что касается антибиотиков, в нашей республике запрещен их отпуск без рецепта врача. А поскольку в период карантина все медицинские организации закрыты, выписывать рецепты некому.
— Какой-либо дефицит препаратов есть?
— Дефектура препаратов есть всегда, потому что большинство аптек не имеют большой площади для хранения лекарств. Следовательно, они чуть ли не ежедневно закупают препараты ограниченными партиями.
Одно время с прилавков аптек исчезли L-тироксины, используемые в лечении заболеваний щитовидной железы
Но дефицит был быстро устранен.
— А как обстоят дела с медицинскими масками?
— В Алматы, где на них наблюдался ажиотажный спрос, вопрос решен — дефицита нет. Определены 48 объектов, где маски реализуются по доступным ценам.