Министр информации и общественного развития Аида Балаева рассказала в интервью inform.kz о прогрессивных новшествах подписанного президентом закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан».
— Аида Галымовна, в чем заключаются главные преимущества нового документа?
— Вы совершенно резонно заметили, что это именно преимущества, особенно если сравнить новый документ с предыдущим законом от 1995 года. Многими экспертами уже даны отдельные комментарии по каждому пункту, поэтому вдаваться в подробности не буду.
В широком смысле проект направлен на демократизацию диалога между властью и обществом, создание необходимых условий реализации на деле концепции «Слышащее государство», равномерно распределяет ответственность между организаторами собраний, их участниками, местными исполнительными органами, и самое главное, направлен на практическую реализацию конституционных прав граждан мирно и без оружия собираться и высказывать свою точку зрения.
Положения старого закона госорганы могли трактовать в пользу того, чтобы отказать организаторам митинга либо самостоятельно определить место, которое митингующих никоим образом не устраивало. По нынешним нормам только в Алматы будет определено минимум 24 специализированных места для проведения собраний – по три в каждом районе, в Нур-Султане – 12. При этом все эти места должны находиться в центральных частях районов и населенных пунктов.
Ну и конечно, уведомительный порядок проведения митингов вместо разрешительного – большой шаг в сторону демократии. При этом во многих развитых странах до сих пор используется разрешительный порядок. Самый весомый показатель – это то, что закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» прошел широкое обсуждение с общественностью, правозащитниками и экспертами и претерпел в стенах парламента кардинальные изменения после обсуждения с гражданским обществом.
Любой сведущий в законодательстве человек может сравнить редакцию закона 1995 года и нынешнюю – и ему ничего не нужно будет объяснять.
— Несмотря на все эти положительные моменты, многие все равно критикуют новый закон. Как вы можете это прокомментировать?
— Действительно, критики у законопроекта есть, это вполне нормальное явление. Например, кто-то недоволен, что для организаторов мирных собраний есть возрастные ограничения. Но в законе черным по белому написано, что казахстанцы, не достигшие 18-летнего возраста, имеют полное право участвовать в мирных собраниях, но при этом в силу своего несовершеннолетия не могут быть организаторами, потому что оргмоменты связаны с определенными «взрослыми» процедурами (например, финансирование митинга).
Ограничения по возрасту организаторов мирных собраний существуют и в других странах, в том числе и входящих в Евросоюз. Здесь есть еще один тонкий момент: в нашей стране существует очень много людей, которые не хотят, чтобы их несовершеннолетних детей привлекали к участию в митингах, используя в чьих-то интересах. Их мнение тоже нужно учитывать.
При всем этом на местные исполнительные органы возложен целый ряд обязанностей: обеспечение охраны правопорядка, медицинской помощи, противопожарной безопасности. Организаторы от всего этого освобождены.
— Будут ли министерством вырабатываться какие-то рекомендации в случае возникновения трудностей при функционировании закона?
— МИОР как орган-разработчик закона будет постоянно вести мониторинг его надлежащего исполнения. По итогам обобщения правоприменительной практики, местным исполнительным органам будут даваться рекомендации. И уже сегодня министерством начата работа по разъяснению положений закона региональным властям.
В настоящее время наиболее важной для нас является практическая реализация закона. Сначала мы должны разъяснить местным исполнительным органам все его нормы и новеллы, посмотреть, как он применяется на практике. С учетом всего этого можно будет говорить о каком-то заключении и рекомендациях.
— Кто будет контролировать и проверять правомерность отказов местных исполнительных органов в проведении мирных собраний?
— В случае, если организаторам было отказано в проведении мирного собрания местными исполнительными органами без веских на то причин, в соответствии с нормами закона им предоставлено право обжаловать это решение в суде, либо они могут обратиться в вышестоящие органы. К тому же любое решение будет, скорее всего, широко обсуждаться в социальных сетях и незамеченным точно не пройдет.
— Будет ли привлечена общественность к процессу определения мест для проведения мирных собраний?
— По законодательству для определения подобных мест назначен трехмесячный срок . Закон подписан президентом и опубликован в официальной прессе. По законодательству, через 10 дней он вступит в силу. И потом уже маслихаты обязаны определить специализированные места для проведения мирных собраний после широкого обсуждения с общественностью.
Согласно законодательству, все предложения должны быть в обязательном порядке размещены на портале открытых нормативно-правовых актов, где и происходит их согласование с народом. Также будут обсуждения и с общественными советами регионов.