Основная причина – отсутствие более-менее точной информации о том, как на коронавирус реагируют дети.
Позиция чиновников по вопросу детских садов остается невнятной. Режим ЧП снят, люди возвращаются к работе. Однако детские сады закрыты, девать детей просто некуда.
Минздрав от проблемы самоизолировался, скинув ее решение на санитарных врачей. А те поступили просто – выпустили требования к детским учреждениям на период карантина. При этом создается впечатление, что этот перечень разрабатывался с учетом единственного фактора — наименьшей вероятностью выполнения.
Карантин и здравый смысл: к чему приведет усиление власти санитарных врачей?
Как отметил политолог Данияр Ашимбаев:
«Мне кажется, что невыполнимые требования приняты сознательно, чтобы максимально продлить карантин».
Проблема в том, что главный санврач, возможно, не знает, как ответить на простой вопрос —
почему торгово-развлекательным центрам и ресторанам можно работать, а детским садам нельзя?
В Америке ситуация с аналогами детских садов еще более невнятная. Но там причину такого бардака озвучили.
Федеральное правительство США оставило решение — будут ли они открыты и как намерены работать в период пандемии — по сути, на усмотрение штатов, населенных пунктов и даже отдельных владельцев детских центров.
Это привело к появлению множества разных решений по всей стране, которые менялись практически каждую неделю. Исследовательская группа в области образования, связанная с Университетом Дьюка, опубликовала подробный отчет о правилах и рекомендациях всех штатов по уходу за детьми. Например:
Калифорния
Центры по уходу работают, но только для детей сотрудников ключевых отраслей. В основном это медработники, специалисты коммунальных и социальных служб. Размеры групп ограничены 10 детьми.
Иллинойс
Закрыл все центры 20 марта. Исключение — те, что получили экстренные лицензии по уходу за детьми медработников и сотрудников коммунальных служб. Таких центров едва ли не по одному на населенный пункт.
Южная Каролина
Власти штата сообщили своим детским центрам, что
«в качестве поставщика вам остается решить, оставаться ли вам открытыми». В настоящее время ограничений по размеру группы в штате нет.
Как сообщает Wall Street Journal, в апреле больше половины детских центров по всей стране были полностью закрыты.
Детсады после карантина: никто не хочет брать ответственность за их открытие
В результате миллионы семей столкнулись с проблемой, что нужно зарабатывать деньги, но детей оставить не с кем. И таких, по оценкам Центра изучения занятости детей (CSCCE) при Калифорнийском университете в Беркли, около 9 миллионов.
Для детсадов, которые оставались открытыми, Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) опубликовал в апреле относительно подробное руководство. Среди рекомендаций — измерение температуры ребенка по прибытии, полный защитный комплект для персонала и маски для детей старше двух лет.
Многие из этих рекомендаций, включая смену перчаток после каждого контакта с ребенком, оказались не всегда осуществимы из-за проблем с поставками и ограниченными бюджетами.
Буквально на прошлой неделе CDC обновил руководство с перечнем требований для открытия детских центров.
Эксперты отметили, что оно включает в себя очень много необязательных формулировок
К ним относятся, например: «насколько это возможно» или «на усмотрение». И это может создать у родителей «ложное чувство безопасности».
В СDС в разговоре с ВВС признали, что это всего лишь базовый документ. И в его окончательный вариант не вошли многие требования, предложенные ранее. Например, дистанция между кроватями и маски для детей и воспитателей.
«Мы прекрасно понимаем, что во всех центрах разные условия и площади. Мы также понимаем, что маленькие дети не будут спокойно носить маски. И им не объяснишь важность социального дистанцирования. Еще один важный фактор: если маленький ребенок не будет видеть лица воспитателя, это может сказаться на его психологическом развитии.
Поэтому
мы вынуждены многое оставить на усмотрение властей штатов и владельцев детских центров»
На этот вопрос ответила директор CSCCE Леа Остин. Комментируя ситуацию изданию VOХ, она сказала:
«Мы стоим перед сложнейшим выбором. С такой ситуацией ранее никто не сталкивался. Никто не может приказать закрыть детские центры. Кризис ухода за детьми нарастает. Людям надо зарабатывать деньги, чтобы содержать этих детей. Но никто не может взять на себя ответственность и сказать, чтобы открыли все детские центры. Мы практически ничего не знаем о новом вирусе и его влиянии на детей. И последствия могут быть более катастрофическими, чем даже сейчас».
Эллисон Бартлетт, специалист по инфекционным болезням у детей в Чикагском университете медицины, сказала CNN:
«Мы ничего не знаем о новом вирусе. Но мы точно знаем, и это хорошо известно, что маленькие дети являются виновниками передачи других респираторных вирусов. Поэтому наиболее безопасным сейчас будет предположить, что дети являются мощным вектором и для COVID-19».
При этом Бартлетт отметила, что закрытие детских центров или выполнение требований CDC проблемы не решают.
«Как известно родителям маленьких детей, инфекции возникают даже в центрах дневного ухода с самым тщательным отношением к гигиене. Есть меры, которые мы можем предпринять для минимизации риска передачи в центрах, но он никогда не будет нулевым. Потому что в 99% случаев инфекция приходит извне».
Хотя уровень тяжелого течения COVID-19 у очень маленьких детей низок, болезнь все же не обходит их стороной. Заболеть и умереть от коронавируса дети рискуют в меньшей степени… но некоторые все же болеют, и некоторые умирают.
«Дети всех возрастов оказались восприимчивыми к COVID-19», пишут авторы апрельской статьи в китайском журнале «Педиатрия».
Они проанализировали данные более чем 2 100 детей с коронавирусом. Из детей, участвовавших в исследовании, 7% малышей до одного года нуждались в интенсивной терапии (по сравнению с 0% от 6 до 10 лет).
Кроме того, все чаще появляются сообщения о тяжелых воспалительных процессах у детей, у которых был обнаружен вирус, даже если они ранее никогда не болели.
В штате Нью-Йорк это серьезное заболевание было диагностировано у более 100 детей, включая возраст до 1 года. По меньшей мере трое умерли.
И главное — нет четкого представления, какой процент маленьких детей могут быть носителями КВИ, сами не заболевая вообще.