Рост спроса, сокращение буровых и повышение налогов.
18 мая стоимость нефти марки Brent поднялась выше $35 за баррель. Явление по нынешним меркам прорывное – так дорого за нее не платили с 9 апреля. Североамериканская смесь WTI поднялась выше $30 – впервые с 17 марта. На рынке преобладают позитивные настроения. Но что им движет?
Одна из причин – постепенное увеличение спроса на нефть. На прошлой неделе Международное энергетическое агентство (МЭА) улучшило свой прогноз на 2020. Согласно ему падение спроса на сырье составит 8,6 млн, а не 9,3 млн баррелей в сутки, как прогнозировалось в апреле.
Восстановить спрос помогает постепенное ослабление ограничений, введенных в рамках борьбы с распространением коронавируса. По оценке экспертов,
к концу мая по всему миру под ограничениями будут находиться 2,8 млрд человек. На пике это число превышало 4 млрд
А это значит, что теперь свободно передвигаться, снова выйти на работу и пользоваться сферой услуг сможет более чем на 1 млрд человек больше. Возврат к обычной жизни – рост спроса на ресурсы, которые необходимы для ее поддержания.
При этом, по прогнозам МЭА, в мае мировое предложение нефти упадет на 12 млн барр. в сутки. Если это произойдет, предложение на рынке сократится до минимума за последние 9 лет. Главная причина сокращения – вступление в силу договора ОПЕК++. А также низкие цены на сырье, делающие добычу в ряде регионов нерентабельной.
Одна из стран, где последствия обвала цен заметны сильнее всего, это США. 15 мая Baker Huges сообщил, что число действующих буровых в Америке сократилось на 35 единиц. Сокращения происходят уже седьмую неделю подряд. Из более чем семи сотен установок, работавших в начале года, в строю осталось 339 единиц. А это минимальное количество за всю историю статистики, которая ведется с 1940 года.
Сокращают добычу и саудиты. 16 мая стало известно, что Саудовская Аравия и Кувейт договорились приостановить работу на месторождении «Аль-Хафджи» — одном из двух месторождений-гигантов, которые были запущены в марте и позволили королевству нарастить добычу до рекордных 12,3 млн баррелей в сутки.
Оно расположено в так называемой «нейтральной зоне» на границе Саудовской Аравии и Кувейта. Его разработка была заморожена в 2014-15 гг. из-за спора местных властей с американской Chevron.
Соглашения о возобновлении добычи нефти были подписаны лишь в декабре 2019, а уже через 2 месяца началась первая экспериментальная добыча. При этом отмечается, что
мощности добычи составляют 500 тыс. баррелей в сутки – примерно 0,5% всей мировой добычи
12 мая государственная нефтяная компания Saudi Aramco отчиталась о падении чистой прибыли на 25%. Это привело к тому, что в первом квартале 2020 года доходная часть бюджета Саудовской Аравии сократилась на 22%. При этом дефицит достиг $9 млрд.
Международные резервы саудитов сокращались рекордными за 20 лет темпами, опустившись до уровня 2011 года. Как итог – в Саудовской Аравии заговорили об экономии. Граждан призывают сосредоточиться на сбережениях. Более того с июня
власти приостановят выплату «компенсаций за стоимость жизни» (раздача денег некоторым категориям граждан, начатая в 2018 году), а с июля втрое поднимают НДС (до 15%)
На $26 млрд сокращаются госрасходы на крупные проекты. Сэкономленные средства пойдут на другие цели, среди которых двукратное снижение цен на бензин, социальная помощь и поддержка бизнеса.
К слову, трудности Саудовской Аравии связаны не только с нефтью. Из-за коронавируса королевство также потеряло доход от религиозного туризма. Он приносил коло 5,5% ВВП в ненефтяном секторе. Сегодня паломничество в Мекку и Медину остановлено не только для иностранцев, но и жителей королевства.
Впрочем, саудиты, пользуясь падением мировых бирж, активно скупают акции крупных компаний. В апреле Суверенный фонд Саудовской Аравии (Public Investment Fund, PIF) приобрел ценные бумаги европейских энергетических компаний — норвежской Equinor, англо-голландской Royal Dutch Shell, французской Total и итальянской Eni. Общая сумма сделок составила 1 млрд долларов. Но на этом инвестиции не закончились:
Кроме того, по данным Bloomberg, саудиты ведут переговоры о привлечении кредита на 10 млрд долларов – эти деньги также будут направлены на покупку бумаг крупнейших мировых компаний.
При подготовке текста использованы материалы «Коммерсанта» и finanz.ru