Нужно монетизировать собственные творческие идеи.
Одно из важнейших направлений постиндустриальной экономики — креативные (творческие) индустрии. Среди них архитектура, программное обеспечение и мультимедиа, компьютерные игры, прикладное искусство и тому подобное.
Сегодня мировой рынок творческих индустрий составляет порядка 2 трлн долларов США
Развитие таковых индустрий в Казахстане сейчас находится практически в зачаточном состоянии, утверждается в работе коллектива авторов казахстанского экспертного клуба «Новые стимулы экономики. Индустриализация. Постиндустриальное общество».
Исследование проведено по поручению Фонда Первого президента — Елбасы. Полный текст опубликован на официальном сайте экспертного клуба.
— По прогнозам Юнеско, в ближайшее время доля креативных индустрий в мировом ВВП может приблизиться к 10%, — утверждают авторы.
У нас же она не дотягивает даже до одного процента.
По мнению исследователей, «тормозят» развитие следующие факторы:
Чтобы изменить столь неприглядную картину, нужен целый ряд мер.
Самые увлекательные игры, в которых вы — свидетель эпидемии
Во-первых, авторы предложили создать специализированное ведомство:
— В частности, в Закон о культуре РК необходимо внести терминологию, посвященную креативным индустриям, введение специальной статистики по креативной деятельности и предпринимательству. Помимо этого, в структуре местных исполнительных органов необходимо создать региональные департаменты по развитию креативных индустрий.
Во-вторых,
в каждом городе необходимо создать специализированную креативную инфраструктуру
Для этого надо использовать бездействующие промышленные объекты и тому подобное. Создавать предложили два вида так называемых «пространств»:
Творческие арт-пространства — это некие «центры искусств».
— Люди могут самовыражаться, создавать свои креативные продукты и услуги. Получать поддержку в виде льготной аренды или бесплатного использования площадей, консультации о развитии креативного бизнеса. Обмениваться творческими идеями, демонстрировать результаты своего творчества для последующей продажи.
Конечной целью арт-пространств является превращение творческих идей в креативную предпринимательскую деятельность,
— перечисляют авторы.
Креативные технические пространства — это зоны с современным оборудованием и программным обеспечением, доступные для «народного» производства. Здесь должны быть различные настольные автоматизированные станки, 3D принтеры, швейные машинки с ЧПУ и тому подобное.
Ключевые функции этих площадок — обучение техническим средствам и способам производства, а также информирование о новых производственных и торговых технологиях, ставших доступными для населения.
Кто вернется на работу после карантина? Новые реалии рынка труда в Казахстане
— В Австрии арт-пространство создано на базе бывших газгольдеров (промышленный резервуар для хранения газообразных веществ). В Голландии крупнейший «город искусств» NDSM создан на территории бывшей судоверфи в Амстердаме. Известное арт-пространство Chelsea Market в Нью-Йорке расположено на территории бывшей̆ кондитерской̆ фабрики, — приводят примеры авторы.
Кроме того, в число функций должно входить:
— Подобные пространства необходимы для генерации и коммерциализации креативного потенциала населения. Так, например, посредством аддитивных технологий (3D-принтинг)
обычные граждане, не имея особых инженерных знаний, могут создавать тысячи видов различной креативной продукции,
производство которой ранее было доступно только крупным компаниям. С помощью торговых платформ свои продукты (услуги, товары, творчество) можно реализовывать практически в любой точке мира, — утверждается в работе.
Следует подумать и о доступных грантах и кредитах для «творческих предпринимателей». На государственном уровне — внедрить соответствующую программу поддержки. Авторы предложили сделать ее в рамках Фонда развития предпринимательства «Даму». Но помогать следует не всем подряд, а только лучшим.
— С целью фокусировки государственной поддержки целесообразно сделать
отбор креативных индустрий для международной торговли и глобального продвижения на основе наилучших конкурентных преимуществ,
— говорится в работе.
В качестве потенциальной продукции для мирового рынка называют текстильные бренды, программное обеспечение, кино и музыка, изделия прикладного искусства: картины, ковры, изделия из драгоценных металлов, предметы ремесленнического искусства и другие.
Меры стимулирования должны включать гранты для старта бизнеса, льготное финансирование для расширения и гранты для продвижения продукции на экспорт.
— В последующем, по мере становления, целесообразно создание специализированного Фонда креативных индустрий для осуществления стратегических инвестиций в перспективную творческую деятельность, особенно ориентированную на экспорт, — резюмировали авторы.