Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.87
EUR
476
-0.84
RUB
4.82
0.00

На чем зарабатывать после карантина — советуют эксперты

43913
Фото: recyclingjunkcars.com

Одно из важнейших направлений постиндустриальной экономики — креативные (творческие) индустрии. Среди них архитектура, программное обеспечение и мультимедиа, компьютерные игры, прикладное искусство и тому подобное.

Сегодня мировой рынок творческих индустрий составляет порядка 2 трлн долларов США

Развитие таковых индустрий в Казахстане сейчас находится практически в зачаточном состоянии, утверждается в работе коллектива авторов казахстанского экспертного клуба «Новые стимулы экономики. Индустриализация. Постиндустриальное общество».

Исследование проведено по поручению Фонда Первого президента — Елбасы. Полный текст опубликован на официальном сайте экспертного клуба.

— По прогнозам Юнеско, в ближайшее время доля креативных индустрий в мировом ВВП может приблизиться к 10%, — утверждают авторы.

У нас же она не дотягивает даже до одного процента.

По мнению исследователей, «тормозят» развитие следующие факторы:

  • недостаток профессионального бизнес-образования и квалифицированных кадров в сфере творческих индустрий;
  • недостаточное развитие коммуникации: в профессиональном сообществе, при взаимодействии с властью, госучреждениями культуры, в рамках международного сотрудничества; дефицит помещений и высокая арендная плата;
  • недостаток источников и объемов финансирования;
  • несформированный спрос на уникальные современные культурные продукты.

Чтобы изменить столь неприглядную картину, нужен целый ряд мер.

Самые увлекательные игры, в которых вы — свидетель эпидемии

Во-первых, авторы предложили создать специализированное ведомство:

— В частности, в Закон о культуре РК необходимо внести терминологию, посвященную креативным индустриям, введение специальной статистики по креативной деятельности и предпринимательству. Помимо этого, в структуре местных исполнительных органов необходимо создать региональные департаменты по развитию креативных индустрий.

Во-вторых,

в каждом городе необходимо создать специализированную креативную инфраструктуру

Для этого надо использовать бездействующие промышленные объекты и тому подобное. Создавать предложили два вида так называемых «пространств»:

  • творческие арт-пространства;
  • креативные технические пространства.

Творческий потенциал населения

Творческие арт-пространства — это некие «центры искусств».

— Люди могут самовыражаться, создавать свои креативные продукты и услуги. Получать поддержку в виде льготной аренды или бесплатного использования площадей, консультации о развитии креативного бизнеса. Обмениваться творческими идеями, демонстрировать результаты своего творчества для последующей продажи.

Конечной целью арт-пространств является превращение творческих идей в креативную предпринимательскую деятельность,

— перечисляют авторы.

Креативные технические пространства — это зоны с современным оборудованием и программным обеспечением, доступные для «народного» производства. Здесь должны быть различные настольные автоматизированные станки, 3D принтеры, швейные машинки с ЧПУ и тому подобное.

Ключевые функции этих площадок — обучение техническим средствам и способам производства, а также информирование о новых производственных и торговых технологиях, ставших доступными для населения.

Кто вернется на работу после карантина? Новые реалии рынка труда в Казахстане

— В Австрии арт-пространство создано на базе бывших газгольдеров (промышленный резервуар для хранения газообразных веществ). В Голландии крупнейший «город искусств» NDSM создан на территории бывшей судоверфи в Амстердаме. Известное арт-пространство Chelsea Market в Нью-Йорке расположено на территории бывшей̆ кондитерской̆ фабрики, — приводят примеры авторы.

Кроме того, в число функций должно входить:

  • развитие продуктивного предпринимательства;
  • содействие в создании собственных продуктов, поддержка граждан, реализующих предпринимательские технические проекты;
  • повышение интереса к производственной деятельности, созданию собственного бизнеса, приобщение к науке и технике;

— Подобные пространства необходимы для генерации и коммерциализации креативного потенциала населения. Так, например, посредством аддитивных технологий (3D-принтинг)

обычные граждане, не имея особых инженерных знаний, могут создавать тысячи видов различной креативной продукции,

производство которой ранее было доступно только крупным компаниям. С помощью торговых платформ свои продукты (услуги, товары, творчество) можно реализовывать практически в любой точке мира, — утверждается в работе.

Кому следует помочь деньгами?

Следует подумать и о доступных грантах и кредитах для «творческих предпринимателей». На государственном уровне — внедрить соответствующую программу поддержки. Авторы предложили сделать ее в рамках Фонда развития предпринимательства «Даму». Но помогать следует не всем подряд, а только лучшим.

— С целью фокусировки государственной поддержки целесообразно сделать

отбор креативных индустрий для международной торговли и глобального продвижения на основе наилучших конкурентных преимуществ,

— говорится в работе.

В качестве потенциальной продукции для мирового рынка называют текстильные бренды, программное обеспечение, кино и музыка, изделия прикладного искусства: картины, ковры, изделия из драгоценных металлов, предметы ремесленнического искусства и другие.

Меры стимулирования должны включать гранты для старта бизнеса, льготное финансирование для расширения и гранты для продвижения продукции на экспорт.

— В последующем, по мере становления, целесообразно создание специализированного Фонда креативных индустрий для осуществления стратегических инвестиций в перспективную творческую деятельность, особенно ориентированную на экспорт, — резюмировали авторы.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter