В Алматы власти штрафуют работодателей, не плативших сотрудникам минимальную зарплату в период простоя.
Информационный портал LS сообщил, что трудовая инспекция южной столицы на 22 мая 2020 года обнаружила 92 нарушения трудового законодательства. Речь идет о зарплатной задолженности, которую 35 предприятий перед работниками погасили. Еще бы они этого не сделали. Штрафы составляют:
«Если от гражданина в управление социального благосостояния поступит заявление, что ему не выплатили минимальную заработную плату во время простоя, после проверки и выявления такого факта мы будем вынуждены выписать административное наказание в виде штрафа», – сообщила руководитель управления социального благосостояния города Рахат Шимашева.
В данный момент, по сведению властей, предприятия-банкроты задолжали работникам 144 млн 438 тенге.
После завершения режима ЧП на заключительном заседании госкомиссии президент Касым-Жомарт Токаев презентовал стратегию оздоровления экономики страны. Однако карательные меры государства в адрес обанкротившегося бизнеса противоречат планам Токаева. Что социального в государстве, где упавших на колени добивают штрафными санкциями? Какие меры помогут экономике оправиться быстрее, медиапорталу 365info рассказал генеральный секретарь Казахстанской конфедерации труда Мурат Машкенов.
— Мурат Рахматуллович, это разве нормально, что власти, защищая одних, перекрывают кислород другим? Так мы же получим кучу закрывшихся предприятий и рост безработицы?
— Вопрос вполне закономерный. С такой проблемой столкнулись даже действующие транспортные и коммунальные предприятия Алматы и других регионов.
Действительно, по статье 112 Трудового кодекса работнику положена выплата минимальной зарплаты, если простой предприятия не случился по его вине. Но прожить целой семьей месяц на 42 500 с нынешними ценами и дороговизной жизни — это из области фантастики.
Поэтому предприятиям коммунального хозяйства и транспортникам мы рекомендовали сесть за стол переговоров. Если коммунальщики в условиях пандемии пострадали меньше остальных, транспортники в карантин резко сократили выходы на линию. Доходность их кратно уменьшилась.
Но благодаря профсоюзу работники и работодатели договорились о внесении в коллективный договор нового соглашения. Оно предусматривает повышенную оплату труда в период вынужденного прогула
Но, повторюсь, это касается предприятий, которые полностью свою деятельность не останавливали. И у которых есть механизм влияния на политику работодателя через коллективный договор, обязательный к исполнению.
Вот таким образом в области жилищно-коммунального хозяйства и транспорта проблему с оплатой труда удалось решить.
— Как быть остальным?
— Конфедерация подготовила предложения по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс. А именно в 112-ю статью. Потому что оплата, условия и нормы труда в условиях чрезвычайных происшествий никак не расписаны. Не было еще в Казахстане пандемии.
Хотя на случай природных катаклизмов — тех же возможных землетрясений и наводнений — давно нужны четкие нормы
Я как член республиканской трехсторонней комиссии, обязательно внесу наши предложения в правительство и министерство труда. Решение нужно принимать быстрее, а не через полгода, как обычно депутаты относятся к трудовому законодательству.
Если Казахстан провозгласил себя социально ориентированным государством, надо бы по примеру соседних стран принять меры помощи предприятиям-банкротам. Конечно, проблему создают и некоторые руководители бизнеса. То ли в силу своей ментальности, то ли из-за страха перед властью они предпочитают о проблемах молчать. И зря. На самом деле кто не стучит в дверь, тому их и не откроют.
— Получается, если промолчали — получите штраф?
— Конечно нет. На период карантина и посткарантинного срока, пока малый и средний бизнес не оправится, на штрафы необходимо ввести мораторий. Вины бизнеса в пандемии нет. Действия в условиях режима ЧП и карантина трудовым законодательством не прописаны. Следовательно, штрафы неправомерны.
Полагаю, когда Казахстан вернется к прежней жизни, нужно все эти моменты разобрать и проанализировать. Иначе получается, что государство, выплатив людям 42 500 соцпомощи, оказало медвежью услугу. Чтобы не оплачивать штрафы, работодатели станут от них избавляться. Это не есть социальная политика.