Казахстан ограничил экспорт зерна и муки. Это повлияло на рост цен у наших соседей. Но паники на рынке можно было избежать.
Ограничение экспорта зерна и муки из Казахстана во время ЧП привело к скачку цен на рынке. Некоторые страны-импортеры оказались в невыгодном положении. В их число вошел и Узбекистан. Об этом в интервью 365info.kz подробно рассказал Виктор Асланов, руководитель исследовательского бюро «Зерновые и масличные. Казахстан».
— В конце марта был введен запрет на экспорт зерна и муки. Потом, приняв во внимание мнение бизнеса, было решено не закрывать его полностью, а ограничить с помощью квот. Причем эти квоты распределяются в паритетном виде. Было решено, что модерировать их будет Зерновой союз Казахстана — собирать заявки желающих экспортировать. На основании алгоритма, разработанного участниками рынка, минсельхоз публикует решение. Все достаточно прозрачно, — отмечает Асланов.
По его данным, текущее предложение зерна в РК имеет достаточно жесткий баланс.
— Экспортный потенциал Казахстана по зерну в настоящее время не такой высокий, каким был в прежние годы
Но введенный сначала запрет спровоцировал панику наших основных импортеров. Однако их позиция тоже не совсем ясна: сначала они вели непродуманную политику, уверяя всех, что запасов достаточно. Но как только на горизонте замаячила новость о закрытии экспорта, сразу выяснилось, что зерно нужно всем.
Это спровоцировало ненужный ажиотаж на рынке, стало причиной высокого экспорта в марте и в конечном итоге ключевым поводом для резкого роста цен на пшеницу и муку — в среднем на 15%, — замечает Виктор Асланов.
Из этого, по его убеждению, следует вывод, что Казахстану стоит вести более интенсивный диалог с ключевыми покупателями зерна.
— В первую очередь нужно создать площадку для обсуждения всевозможных нюансов, в том числе касающихся продовольственной безопасности. К примеру, кому и сколько необходимо зерна. Затем уже на основании озвученных цифр вести декларативную часть. Допустим,
сколько сейчас в Узбекистане зерна и муки? Эти данные на рынке «на вес золота»
Так сложилось, потому что участники рынка ведут несколько изоляционную политику. Все наши пять центральноазиатских стран играют в какой-то «восточный базар». Но мир живет совсем по иным законам, и мы раз за разом убеждаемся в этом. Открытый рынок более действенный, он полезен для всех, — уверен Асланов.