Андрей Бузаров, международный обозреватель, востоковед и политический аналитик, рассказал, как на Украине воспринимают роль Первого президента РК в Совете Безопасности и неоценимой помощи Казахстана во время коронавируса.
— Нурсултан Назарбаев сейчас возглавляет Совет Безопасности Казахстана. Какова ваша оценка работы этого органа и вообще нынешней роли Первого Президента РК?
— Тот факт, что Нурсултан Назарбаев возглавил Совет Безопасности — это важно для сохранения стабильности в стране. То есть, возглавив эту структуру, Назарбаев показал, что сохраняет влияние и уважение со стороны политической элиты Казахстана. Плюс к этому, в большинстве своем соответствующее хорошее отношение народа. Кстати, здесь напрашивается прямая аналогия с Дэн Сяопином.
— Например?
— Назарбаев провел огромные значимые реформы. По сути, создал новое поколение казахстанских политиков. Кроме того, заложил основы для стратегического развития Казахстана на ближайшие десятилетия. То же самое сделал для Китая и Дэн Сяопин.
Затем, Дэн Сяопин отходил власти поэтапно. В 1989, оставив многие должности, он перешел сначала в сферу национальной безопасности и обороны. То есть
отстранился от прямого управление политическими структурами, сохранив возможности анализировать и отслеживать ситуацию
И только намного позже полностью ушел из политики. Думаю, то же самое сейчас происходит в Казахстане. То ест, подобная практика абсолютно приемлема для Азии. И это очень хороший пример Назарбаева другим странам центрально-азиатского региона.
— Вернемся к вопросу о работе Совета безопасности…
— Само нахождение в этой структуре такой личности, как Назарбаев, подчеркивает его важность. То есть это важный орган с точки зрения контроля не только вопросов внутренней безопасности и обороны, но и с точки зрения противодействия глобальным угрозам. То есть этот орган выступает фактором предупреждения и противодействия возможным агрессиям, терроризму и т. д. Или угрозам пандемии как сейчас. Поэтому Назарбаев и его авторитет в мировом масштабе – это важный фактор предупреждения проникновения каких-то катаклизмов и угроз политического или регионального характера.
— Сейчас в мире, и Казахстан не исключение, довольно сильны синофобские настроения. А как с этим вопросом обстоят дела на Украине?
— На самом деле Китай сейчас оказывает хорошую помощь. Но что интересно, во многом благодаря Казахстану. Когда Китай подтвердил готовность выделить гуманитарную помощь в виде средств индивидуальной защиты и тест-систем, мы столкнулись с серьезной проблемой. У нас не оказалось самолетов с соответствующей грузоподъемностью и дальностью полета. Ведь нам по-прежнему приходится облетать территорию России.
И на первом этапе, при содействии посольства Казахстана в Украине этот груз доставляла казахстанская авиакомпания. А с апреля казахстанские власти в порядке исключения разрешили украинским самолетам совершать технические посадки на территории вашей страны для дозаправки и ротации экипажа. При этом значительно снизив цену на топливо. То есть благодаря Казахстану мы имеем возможность своевременно получать гуманитарную помощь от Китая. И эти факты еще раз подтвердили, что международное сотрудничество и дружба наших стран не просто слова.
Что касается синофобии, с этим на Украине проблем в принципе нет. Посольство Китая достаточно активно, как активно и наше посольство в Пекине. Конечно, есть отдельные политики, которые этот вопрос пытаются политизировать. Они придерживаются версии, что Китай специально распространяет этот вирус. Но их публичные выступления не выглядят достаточно убедительными и не находят широкого отклика. Поэтому могу сказать, что отношение к Китаю на Украине достаточно толерантное.