Мир оказался не готов к пандемии коронавируса. Число официально зарегистрированных инфицированных КВИ приближается к трем миллионам, число умерших от инфекции превысило 203 тысячи.
С другой стороны, число выздоровевших уже почти 837 тысяч, то есть около 29% от общего числа заболевших. И это дает надежду на лучшее. Государства прилагают самостоятельные и совместные усилия по борьбе с пандемией, в то время как экперты делают прогнозы о «жизни после коронавируса».
Ассоциированный профессор Школы права Университета КИМЭП Сергей Саяпин (на фото) проанализировал некоторые аспекты международного права, касающиеся борьбы с пандемией, в том числе в Казахстане, а также краткосрочной и среднесрочной перспектив.
Следует начать с того, что введенные в Казахстане ограничения (на передвижение, работу предприятий и организаций, деятельность бизнеса, функционирование транспорта и т. д.) являются юридически обоснованными при соблюдении ряда условий.
Из статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что во время чрезвычайного положения, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которой официально объявляется,
государство может принимать меры в отступление от своих обязательств в соответствии с Пактом в такой степени, в какой это требует острота положения
Важно подчеркнуть, что такие меры не должны нарушать другие обязательства государства по международному праву и влечь за собой дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
В самом Пакте указано, что некоторые права человека — такие как право на жизнь, запрет пыток, рабства, право на защиту закона и некоторые другие — не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. Ограничительные меры должны регулярно пересматриваться, чтобы оставаться соразмерными серьезности эпидемиологической ситуации.
Казахстан действует на основании Закона «О чрезвычайном положении» и в целом соблюдает положения статьи 4 Международного пакта о гражданских и политических правах. Режим чрезвычайного положения был введен на определенный срок. В указе Президента Казахстана от 15 марта 2020 года «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» был перечислен исчерпывающий перечень ограничительных мер. Они в равной мере касаются всех лиц, проживающих в Республике Казахстан, то есть не являются дискриминационными. Очевидно, что
ограничения, введенные в условиях чрезвычайного положения, продиктованного пандемией, направлены в первую очередь именно на обеспечение такого фундаментального права человека, как право на жизнь
Казахстан координирует свои действия с другими государствами и соответствующими международными организациями, в первую очередь со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и международными финансовыми институтами. То есть в целом с юридической точки зрения Казахстан действует корректно.
Однако наряду с принятием незамедлительных мер необходимо взглянуть в будущее — как в ближайшее, так и чуть более отдаленное. Каким будет мир после пандемии коронавируса, и какую роль Казахстан может сыграть в новых условиях?
Профессор Юваль Ной Харари написал в своей недавней статье, что после пандемии мир может пойти по одному из двух путей — возрастающая изоляция государств либо более качественное сотрудничество.
Изоляция может быть продиктована взаимным недоверием государств, недоверием к действующим международным институтам, боязнью новых волн пандемии, желанием усилить контроль за поведением людей, в том числе с помощью специальных технических средств, и другими факторами.
В свою очередь, открытие границ и относительно свободное перемещение людей, товаров и транспорта через государственные границы могут привести к новым волнам пандемии. Собственно, нельзя отрицать, что пандемия КВИ стала возможной благодаря глобализации и экономической взаимозависимости государств. Это так. Но
издержки изоляции, выбор в пользу которой теоретически может быть сделан, будут гораздо выше, чем продолжение интенсивного сотрудничества
между государствами в двустороннем и многостороннем форматах, просто на качественно более высоком уровне.
В недавнем интервью министр иностранных дел РФ Сергей Лавров указал на «резкое повышение роли национальных государств», а также на то, что «национальные государства берут на себя первую роль, чтобы самим отвечать за обеспечение безопасности своих граждан». На самом деле это уже так. Уже сейчас
именно государства, а не международные институты, играют первую роль в обеспечении безопасности своих граждан, а также международной безопасности
Именно государства, а не международные организации, являются основными субъектами международного права и формируют международную политику. Международные организации — инструменты в руках государств и действуют в рамках полномочий, которые им предоставляют государства и которые зафиксированы в их уставных документах. Соответственно, если утверждается, что та или иная международная организация действует неэффективно, причину нужно искать либо в неэффективности ее функций, изначально заложенной ее государствами-основателями в уставных документах, либо в поведении какого-либо влиятельного государства, препятствующего ее эффективности на практике, либо в некомпетентности конкретного международного чиновника, действующего от имени организации.
При любом из этих сценариев роль государств как была, так и остается ведущей. И после пандемии в этом смысле ничто не изменится.
Изменения в худшую сторону могут быть только в одном случае — если те или иные государства решат «самоизолироваться»
от других государств, в результате будет нарушена отлаженная международная экономическая система, неуклонно повышавшая уровень благосостояния людей.
Да, пандемия стала возможной благодаря глобализации и взаимозависимости государств. Пандемия — внезапно прилетевший «черный лебедь», по выражению Нассема Талеба, и временно изменивший все. Но суть гениальной концепции «черного лебедя» в том и заключается, что его невозможно предвидеть, «просчитать» и подготовиться. «Черный лебедь» застает всех врасплох.
Однако по здравом размышлении и в результате эффективных совместных действий «черного лебедя» можно или «поймать» и обезвредить, или просто адаптироваться и научиться жить в новых условиях. Полагаю, что именно это и предстоит сделать миру, не отказываясь от благ цивилизации — экономического и технологического прогресса.
Полагаю, что для Казахстана, как и для всех остальных государств, пандемия не только угроза, но и возможность. Возможность переориентировать экономику на другие отрасли в условиях резкого падения мировых цен на нефть. Возможность развития онлайн-образования — однако с оговоркой, что онлайн-образованием не следует «увлекаться» в отраслях, требующих непосредственного взаимодействия преподавателя со студентами — например, таких как юриспруденция или медицина. Это возможность — и на самом деле необходимость! — развития медицины и качественного медицинского образования с достойным материальным обеспечением медицинских работников.
В результате пандемии хотелось бы ожидать повышение престижа медицинской профессии и улучшения государственного финансирования общественного здравоохранения как стратегической сферы национальной и международной безопасности.
Это возможность для развития качества деятельности социальных служб и волонтерского движения. Для дальнейшего повышения качества правоохранительной деятельности и доверия граждан к правоохранительным органам.
Если побороть пандемию КВИ и воспользоваться ею как поводом для принятия решительных мер по развитию обозначенных выше и других приоритетных сфер, можно будет сказать, что государства извлекли для себя непростые, но необходимые уроки. Международное право и международные институты, разумеется, могут быть полезны в этом процессе, потому что предполагают сотрудничество, доверие и обмен опытом специалистами и технологиями.