Реализации поручений президента может помешать непрофессионализм исполнителей, считает политолог и историк Булат Султанов. А возможно кто-нибудь вообще решить «погреть руки» на общей беде. Султанов считает, что самое время заняться кадровыми вопросами. Иначе все инициативы главы государства могут закончиться ничем.
Об этом политолог рассказал в интервью нашему порталу.
— Булат Клычбаевич, на что вы обратили особое внимание в заявлении Касым-Жомарта Токаева?
— Я очень рад, что президент не остается равнодушным и проявляет постоянное внимание к той большой беде, которая обрушилась на Казахстан. Тем более именно социальным проблемам. Конечно, не может не радовать его решение увеличить пенсии и госпособия на 10%. Можно только поприветствовать решение о выплате одной минимальной зарплаты в размере 42,5 тыс. тенге тем, кто сейчас в тяжелом положении. Равно как и медицинскую помощь незастрахованным гражданам.
Проанонсированные Токаевым меры поддержки беспрецедентны — политолог
Президент ставит очень правильные вопросы и правильные задачи. Это и поддержка МСБ, и важность весенне-полевых работ, и борьба с безработицей в пригородах и селах. Но меня возмущает неповоротливость исполнителей.
— Что вы имеете в виду? Есть какие-то конкретные свежие примеры?
Еще в одном из первых обращений Касым-Жомарт Токаев заявил, что нужно налаживать производство масок, перчаток и прочих средств так называемой «пассивной защиты». Больше того, он сказал, что их нужно раздавать бесплатно на улицах. А что получилось в итоге? Масок нет, перчаток нет, в аптеках провизоры уже просто устали отвечать и вешают таблички «ничего нет».
Выйти без масок на улицу нельзя, в магазины не пускают, а купить невозможно
Я быстро пошел покупать маску, но простых в продаже уже не было — продали многоразовую за полторы тысячи. А сейчас и таких нет.
Считаю, что это прямой саботаж указаний президента
На самом деле наладить производство марлевых повязок несложно. И заняться этим должен был малый бизнес, который бы на этом заработал. И если производства нет, значит, им или не разрешают, или не дают возможности.
— Кто-то из исполнителей не может или не хочет выполнить простое поручение Токаева. Но как тогда можно от них ожидать способности решать сложные проблемы?
Токаев как «самый известный и солидный казахстанский бренд за рубежом»
Например, президент поставил задачу отменить начисление налогов и других платежей и так далее. Или обеспечить четкий механизм интеграции предприятий агропромышленного сектора «от поля до прилавка» и обеспечить их льготным кредитованием. Я сомневаюсь, что они смогут такие вопросы решить.
Недавно министр внутренних дел сказал, что в колониях наладили производство масок и обеспечили своих сотрудников. И что, теперь каждое министерство должно само себе помогать? При каждом ведомстве устраивать производство «для своих»? И карантинные меры нужно было вводить с умом. Алматы — это агломерация, а я недавно с удивлением прочитал, что 70% медработников живут в области. То есть
мы сейчас перекрыли им доступ, и городская медицина осталась без работников
— Зато в области появилось множество безработных…
— Да, и то же самое сказал и президент. Прежде всего это касается молодежи. Токаев для решения этой проблемы предложил организовать работу в рамках «Дорожной карты занятости» и даже выделить подъемные. Но я опять сомневаюсь, что исполнители смогут это обеспечить.
Победил ли Казахстан безработицу
Или вот пример: Токаев подчеркнул, что крайне важно провести весенне-полевые работы. Для этого поддержать мелкие и средние крестьянские хозяйства. И одна из основных мер — дешевое дизтопливо для сельхозпроизводителей.
Но им же кроме дизтоплива нужен еще и бензин
А правительство вдруг решает запретить ввоз бензина из России. Но если вы принимаете такое решение, то объясните почему? Увеличение ввоза бензина приведет к его удешевлению, а запрет — как раз к подорожанию. Вы защищаете интересы отечественных производителей бензина? Но делать это накануне сельхозработ — решение крайне сомнительное.
Тем временем Россия вводит эмбарго на экспорт чеснока, лука, муки и гречки. Эта мера понятна, а вот наш запрет на импорт бензина — нет.
Поставили в супермаркетах урны для сбора и утилизации использованных масок и перчаток. Так в свободной продаже нет ни масок, ни перчаток, и кто их будет выбрасывать? Человек просто постирает и снова наденет —
чтобы хотя бы видимость была, чтобы его в магазин пустили
Сейчас я рассуждаю как обыватель, но как говорил Шерлок Холмс: «Это же элементарно!».
— И что теперь делать?
— Президент сейчас на высоте, он ставит правильные задачи и решает конкретные проблемы. Но исполнять-то должен наш чиновничий аппарат! А он не справляется.
Токаев распорядился расширить список получателей бесплатного продуктового набора. По идее, производством и доставкой должен заниматься местный малый бизнес, и опять-таки зарабатывать деньги. То есть это одна из палочек-выручалочек, которые Токаев предложил предпринимателям.
Елбасы: доля МСБ в ВВП страны достигла 28 процентов
Но я абсолютно уверен, что наши чиновники используют это для поддержки бизнеса, аффилированного с ними самими. Или отдадут крупному бизнесу, оттеснив остальных.
Вообще, следует усиливать контроль за исполнением распоряжений президента. Я неоднократно был в Китае и спрашивал у тамошних чиновников, как они ухитряются управляться? Они назвали несколько рецептов, но
больше всего запомнился следующий: «Умному — закон, дураку — палка»
При этом кара должна быть неизбежной. У нас же мало того, что не все вообще до суда доходят, так они еще и от наказания могут уйти. Либо «за примирением сторон», либо просто отделавшись сравнительно невысоким штрафом. А нужно брать на вооружение китайскую модель управления государством. Кстати, Токаев ее прекрасно знает. Эту модель следует более активно применять к тем, кто нарушает закон. К тем, кто пытается нажиться на нынешней беде.
Кроме того, нужны кадровые решения.
Пора чистить корпус чиновников и беспощадно изгонять тех, кто не хочет или не может выполнять свои функции
В «мирное время» им прощалось многое, но поскольку мы, как сказал президент, на войне, то и законы должны быть военными. И если у чиновников сработает инстинкт самосохранения, они начнут работать как следует. А если нет, то на войне как на войне.