8 апреля в мажилисе РК был принят закон о мирных собраниях. Ранее действовал закон редакции 1995 года.
Политолог, специалист по международному праву и член Национального совета РК Марат Башимов поделился своим мнением о новом законе в интервью Strategy2050.kz.
— Марат Советович, как вы оцениваете новый закон о мирных собраниях?
— Тот, кто не разбирается в законопроектной деятельности и питает иллюзии, лучше пусть прочитают НПА. Это юристы знают. Чтобы только законопроект попал в Парламент нужно столько времени и нервов. Нужно попасть в план законопроектных работ, разработка законопроекта, многочисленные этапы согласования, обсуждения и многое другое. Годами длится законопроектная работа. Шапкозакидательство и истерика здесь не пройдет. И это в любой стране. В Мажилисе Парламента принят либеральный и прогрессивный законопроект о мирных собраниях, соответствующий требованиям международных пактов в области прав человека. Тот, кто внимательно прочитает его, тот поймет. Работа проделана большая. Это надо просто видеть.
— Чем обусловлена новая редакция закона, на ваш взгляд?
— Закон о мирных собраниях предложил Президент Касым-Жомарт Токаев с его концепцией «слышащего государства» на заседании Национального совета общественного доверия. Не предложи его Президент и не было бы нового демократического регулирования. Сколько бы не говорили. Скоро примут новый закон и в небытие уйдут многие проблемные вопросы. Все станет на порядок легче и доступнее, безопаснее и удобнее. Привычными и обычными для всех станут митинги. И время это покажет. Короновирус – непонятно, когда погибнет. Если сейчас закон не принять, то он может быть принят только осенью 2020 или в 2021 года. Тогда до тех пор будут действовать те нормы Закона 1995 года, которыми многие возмущались. И правоприменитель, будь то полиция или другие госорганы, вынуждены будут ориентироваться на нормы старого закона.
— В сообщениях МИОР РК говорилось о дачи возможности гражданскому обществу обсуждать данный законопроект. Как вы оцениваете проведенную работу в этом направлении?
— Рабочая группа по мирным собраниям в Мажилисе провела, надо сказать объективно и честно, свою конструктивную и плодотворную работу. На самом деле сложную работу. Каждый день обсуждали правовые нормы. Думаю, что это – одно из новых веяний, когда «вдоволь» давали высказываться представителям гражданского общества. До этого все-таки они оставались на втором плане. Многие думают, что митинги – это касается только политического направления. Нет — это любой спектр защиты конституционных прав граждан – экономического, социального, культурного, образовательного и все не перечислишь. В век информационных технологий – все упростилось, чем даже 10 лет назад, не говоря о прошлых столетиях. Сотовый телефон и твое волеизъявление в секунды донесут всему миру через интернет, социальные сети. Поэтому меняются некоторые подходы. Председатель группы депутат Канат Мусин проводил заседания достаточно демократично. В рабочей группе были не только депутаты, а и представители гражданского сектора, науки. Активными были члены Национального совета общественного доверия — Ерлан Саиров, Мухтар Тайжан, Асылбек Кожахметов, Асхат Садырбай, Мурат Абенов.
— Насколько закон соответствует международным стандартам?
— Законопроект соответствует международным стандартам, в частности, в 21 статье Международного Пакта о гражданских и политических правах, поскольку обеспечивается самое главное — право на волеизъявление. Предлагаемы меры не оказывали влияние на выражение мнений, а также обеспечивали защиту прав всех участников. Статья 21 ведь гласит «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Рабочая группа придерживалась этого принципа, а также 32 и 39 статей Конституции РК, дублирующей эту норму Пакта. Соответствует он и принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Объективно, надо сказать, международные эксперты и представители международных организаций указывали, что законопроект долго и всесторонне обсуждался практически на всех площадках. Притом, разработчик закона, не вставал «в ступор», всегда старался идти навстречу. Законопроект видоизменялся и стал очень либеральным. Что- то вносилось новое. В общем, звучали различные точки зрения и это было правильным. Компромиссы находили. Это был баланс интересов.
— Расскажите подробнее о других конкретных изменениях в законе.
— Правительственный вариант в Мажилисе претерпел существенные изменения. Господствовала презумпция в пользу мирных собраний. Было уделено внимание срокам уведомления о проведении мирного собрания. Предлагаемые сроки были либерализированы и сокращены. С 15 суток до 5 по митингам. В разных странах по-разному, начиная от 45 дней и т.д. Предложили законодательно закрепить возможность проводить пикеты в любых местах, не запрещённых законом. Список таких запрещённых мест ограничен объектами, имеющими стратегическое значение, а также теми, эксплуатация которых требует соблюдения правил техники безопасности. К примеру, это объекты железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта, магистральные трубопроводы, линии связи и другое. Упрощены требования ко всем документам.
Специализированные места должны находиться в центральных частях городов, обеспечивать удобство организации, возможность использования объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников собраний. Кроме того, для прозрачности и объективности информации о наличии и занятости специализированных мест были инициированы поправки, согласно которым акимат будет обязан размещать на своем интернет-ресурсе перечень таких мест и информацию об их занятости.
Законопроектом внедряется уведомительный порядок для проведения мирных собраний в форме пикетов, митингов, собраний. При этом в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию. Вместе с тем, для проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия необходимо получение согласия местного исполнительного органа. И это правильно, перекрывать улицы, тем самым нарушая права других лиц, водителей, пешеходов и т.д. без согласования нельзя. И то, в некоторых случаях. Здесь — по Конституции и по международным пактам существует принцип: — осуществление твоих прав, в данном случае, право на митинги, не должно ущемлять права других лиц, то есть водителей, пешеходов и т.д. То есть твои права заканчиваются там, где начинаются права других лиц.
Практически убрали все нормы, регламентирующие деятельность журналистов. Четко была регламентирована 488 статья КоАП РК об ответственности. Также четко обозначены основания прекращения мирных собраний, такие как создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, общественному порядку и общественной безопасности, причинения ущерба имуществу, в том числе в результате превышения нормы предельной заполняемости специализированного места. Теперь стало все понятнее и демократичнее. И, в первую очередь, для применения.
Так что прогрессивное движение вперед есть и это хорошо. Думается после чрезвычайного положения, новое правовое регулирование облегчит многие нынешние проблемные вопросы по свободе выражения своих мнений.