Полноценная реформа правоохранительной системы остается одной из самых актуальных задач современного этапа развития РК.
Аппаратом Совета Безопасности продолжается работа по исполнению соответствующих поручений Елбасы и президента. В частности 30 апреля помощником президента – секретарем Совета Безопасности РК Исекешевым А.О. проведено селекторное совещание по вопросам дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы, сообщает Аппарат Совета Безопасности.
В работе совещания принял участие руководящий состав Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Комитета уголовно-исполнительной системы и его территориальных подразделений.
Министром внутренних дел Тургумбаевым Е.З. представлены результаты реализации задач, предусмотренных Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года (утверждена указом президента от 24 августа 2009 года №858) .
В частности,
обеспечено широкое внедрение в практику мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы.
Если в 2009 году такой вид наказания, как ограничение свободы, был назначен казахстанскими судами в отношении 781 осужденного, то в 2019 году этой мере уголовной ответственности подвергнуто 9 495 лиц или в 12 раз больше.
Также заметно расширилась сфера применения других видов уголовного наказания, не связанных с лишением свободы: общественных работ – в 3,8 раза (с 1 213 до 4 638) и штрафов — в 2,3 раза (с 1 765 до 4 082) .
Вследствие принятых мер
количество лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, сократилось
с 63 643 в 2010 году до 29 841 в 2020 году; за этот период в «Индексе тюремного населения» Республика Казахстан существенно улучшила свои позиции, переместившись с 13-го на 99-е место.
С 1 января 2015 года введен в действие новый Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан, в 2017 году – Закон «О пробации».
Вместо уголовно-исполнительных инспекций созданы службы пробации, одной из основных функций которых стало развитие исправительно-воспитательного воздействия на осужденных, в том числе на основе принципа индивидуализации подходов.
Идеи повышения воспитательного компонента деятельности по исполнению уголовных наказаний по инициативе Первого Президента РК – Елбасы нашли отражение в Плане нации – 100 конкретных шагов по 5 институциональным реформам.
В свою очередь председатель комитета уголовно-исполнительной системы информировал о том, что
условия содержания осужденных улучшены,
в целях поддержания социальных связей с родственниками увеличено количество свиданий и телефонных переговоров.
Наряду с этим в учреждениях уголовно-исполнительной внедряется зарубежный опыт работы магазинов для осужденных в электронном формате.
В соответствии с 33-м шагом Плана нации указом главы государства от 8 декабря 2016 года №387 была утверждена Комплексная стратегия социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы и находящихся на учете службы пробации.
Одним из основных направлений работы стали модернизация пенитенциарной инфраструктуры, развитие трудозанятости осужденных, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства (34-ый шаг Плана нации).
Вопросы противодействия коррупции, повышения уровня материального обеспечения и социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы являются предметом конкретных мероприятий раздела 8 Дорожной карты по модернизации органов внутренних дел Республики Казахстан на 2019 – 2021 годы (утверждена постановлением Правительства от 27 декабря 2018 года №897) .
В августе 2019 года по поручению президента ситуация с соблюдением законности прав осужденных в пенитенциарной системе рассмотрена на специальном заседании Координационного совета РК по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
По результатам рассмотрения Координационным советом выработан ряд конкретных рекомендаций по предотвращению нарушений прав осужденных, которые находятся на стадии реализации.
Представленная на совещании информация о работе уполномоченного органа Помощником Президента – Секретарем Совета Безопасности Исекешевым А.О. принята к сведению, констатировано достижение ряда задач, предусмотренных стратегическими и программными документами.
Вместе с тем, как подчеркнул секретарь Совета Безопасности,
модернизация уголовно-исполнительной системы продолжает оставаться одним из самых актуальных запросов общества в правоохранительной сфере.
Внимание участников совещания обращено на продолжающиеся в СМИ и социальных сетях публикации о грубых нарушениях прав граждан, отбывающих уголовное наказание, персоналом пенитенциарных учреждений и другими осужденными.
В числе системных проблем уголовно-исполнительной системы также были упомянуты
коррупция, пронос запрещенных предметов, формализм в работе служб пробации, устаревшие формы и методы работы, недостаточное использование потенциала ведомственного РГП «Еңбек».
В ходе состоявшегося обсуждения ответственные руководители Министерства внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы ориентированы на необходимость продолжения активной и поступательной работы по модернизации уголовно-исполнительной системы.
В том числе в качестве приоритетных направлений деятельности обозначены:
В процессе обсуждения отдельно отмечена необходимость повышения гарантий защиты жизни и здоровья граждан, отбывающих уголовное наказание в пенитенциарных учреждениях, включая усиление мер противоэпидемиологической защиты в условиях пандемии COVID-19.
В заключение Секретарь Совета Безопасности информировал о том, что вопросы совершенствования уголовно-исполнительной системы будут и впредь находиться на постоянном контроле руководства Администрации Президента и Совета Безопасности.