Чтобы не сорвать посевную и сбор урожая, минсельхоз должен пересмотреть размер субсидий для фермеров и контролировать цены на ГСМ.
Несмотря на расширение в Казахстане карантинных зон, сельхозпроизводители развернули весенние посевные работы. Однако падение курса тенге и сезонное колебание цен на горюче-смазочные и другие расходные материалы могут негативно сказаться на площадях посевов в 2020 году.
Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудники Казахского НИИ экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Владимир Григорук сделал свои прогнозы.
— Владимир Васильевич, есть ли риск, что из-за карантина в крупных городах у фермеров нарушится связь «село-город», и мы увидим кризис урожая 2020 года?
— Риск есть всегда. С другой стороны, в Алматы, Нур-Султан, Шымкент и другие крупные города продовольствие завозить не запрещено, поэтому фермеры рынок сбыта не потеряли. Зеленый коридор работает. Недалеко от моего дома есть магазины, куда свою продукцию завозят фермеры аж из Райымбекского района. А это более 200 километров. Везут и мясо, и птицу. Конечно, ограничения на въезд в какой-то мере на поставках скажутся. И тут важно, чтобы власти правильно организовали процесс.
— Чтобы вырастить продукцию, нужны определенные затраты. Это сырье, семена, удобрения, запчасти для сельхозтехники. В конце концов, поездки за субсидиями. И тут связь «село-город» налицо, где же еще им закупать все необходимое?
— Сами фермеры в Алматы за запчастями и остальными расходными материалами не ездят. В каждом районе есть свои поставщики, с которыми налажены все связи. Поставки ГСМ, семян, удобрений уже на уровне районов структурированы.
В районах карантина нет, их связь с крупными городами необходима только для реализации продукции. И чтобы каждый фермер не ездил на рынок ее продавать, важна работа оптовиков. У оптовых поставщиков, кстати, налажены связи и с торговыми сетями.
Я думаю, на эту посевную особого влияния коронавирус не окажет. Сыграет другой фактор — курс доллара. За ту же сумму субсидий в удешевленном тенге, которая фермеру полагается от государства, он планировал купить одно-другое, а теперь уже не купит ничего.
— Пересматривать размеры субсидий будут, как думаете? Что делать фермерам?
— По логике, надо бы, но если этих денег нет в бюджете, их придется напечатать. Потому что на весенне-полевые работы нужна техника, ГСМ и семена. Государство должно отрегулировать этот вопрос. Либо вмешаться в ценовую политику, либо субсидировать разницу курса тенге.
— Что будет с экспортом на фоне закрытия границ?
— Конечно, дела будут плохи. Но поскольку карантин не вечный, до урожая ситуация должна нормализоваться.
Китай к лету наверняка откроет внешние границы
И надеюсь, другие страны тоже.
— То есть все зависит от длительности карантина, так?
— Да, конечно. Если мы не сумеем как следует посеять из-за нехватки средств у фермеров на ГСМ и технику, последствия увидим уже во втором полугодии. Кроме проблем с посевом могут ведь возникнуть и проблемы с уходом за посеянными культурами. Производственная цепочка в сельском хозяйстве непрерывная, постоянно нужны какие-то расходные материалы. Результаты этого года вполне могут сказаться на снижении урожайности.
Следовательно, сейчас профильным министерствам нужно задуматься о создании продовольственных резервов
Во-первых, не экспортировать оставшиеся запасы, чтобы обеспечить продовольственную безопасность в стране.
— А кто-то вообще имеет на руках такие расчеты — прогнозы урожайности, что есть в наличии и так далее?
— Разумеется. Во всяком случае, такие расчеты должны быть. По моим прогнозам, объемы экспорта могут снизиться. И значительно. Из-за того, что рынки закрыты. Никто не знает, какими будут цены. Быть может конъюнктура к концу года станет такой, что экспортировать станет нецелесообразно.
— У нас не было такого опыта, как в этом году, или был? Как государство вело себя ранее?
— В 90-х годах мы вообще ничего не экспортировали. Ну или продавали совсем дешево те, кто имел доступ к резервам. Так что был опыт. Хотя совсем другой опыт, который нежелательно повторять.
— Какие задачи стоят перед минсельхозом сейчас, чтобы в конце года мы не остались без еды?
— В первую очередь разумно использовать средства, выделенные для сельского хозяйства на 2020 год. Во-вторых, надо позаботиться о том, чтобы не дорожали ГСМ, удобрения и ядохимикаты. Нужно обязательно компенсировать инфляционные процессы. Вплоть до уборки урожая государство должно держать руку на пульсе, год для всех производителей очень непростой.
Плюс необходим жесткий ежедневный мониторинг цен и наличия особо значимого продовольствия в закрытых на карантин городах. Рынок в такой ситуации сам себя не отрегулирует, вмешательство государства неизбежно.