Режим работы участковых привлек внимание Сената — там отметили, что полицейские просто физически не могут делать свою работу нормально.
Местная полицейская служба (МПС), которая подотчетна местной власти, создана в рамках реализации 30-го шага Плана нации «Сто конкретных шагов». В ее задачи входят, в частности, профилактика преступности.
Однако группа сенаторов в озвученном недавно запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина изложила целый ряд проблем, мешающих работе МПС в целом и участковых инспекторов в частности. Поэтому и результаты оказались не те, которых ждали.
Адвокат предложил реформировать полицию по грузинскому опыту
Статистика показывает, что хотя за 8 месяцев 2019 года в целом число преступлений снизилось на 9% (с 222 074 до 202 076) в некоторых областях оказался рост:
При этом в отдельных регионах наблюдается рост особо тяжких преступлений:
Рост тяжких преступлений зафиксирован в Костанайской области на 5,3% (с 737 до 776) и СКО — на 11,4% (с 324 до 361).
Увеличилось число правонарушений в семейно-бытовой сфере. В общем на 46,2% (с 299 до 437), в том числе:
Увеличилось число преступлений, совершенных в состоянии опьянения:
Значительная роль в профилактике правонарушений возложена на участковых инспекторов. По мнению сенаторов, мешает им целый ряд причин.
Во-первых, большая нагрузка. По нормативам, на одного участкового инспектора в городской зоне должно приходиться 2 300 человек, в сельской местности — 1 800.
На практике на одного инспектора в городе не меньше 3 тыс., а в селе доходит и до 5 тыс.
Население Казахстана составляет 18,3 млн человек, соответственно, участковых инспекторов должно быть более 9 тыс. Но в штатном расписании МВД указаны менее 7 тыс. Правда, надо учитывать наличие еще около тысячи помощников.
— К примеру, в Актау с населением 186 тыс. человек участковых инспекторов всего 51, то есть на каждого приходится по 3 647 жителей. В сельской местности Мангистауской области проживают 388 тыс., на каждого участкового в среднем приходится по 5 тыс. жителей, — отмечается в запросе.
Не только педофилы и убийцы: полный обзор поправок в Уголовный кодекс
Сегодня на учете у участковых инспекторов более 154 тыс. человек. Это уголовно-досрочно освобожденные граждане, те, кто находится под административным надзором, формально подпадающие под него, и так далее.
В дальнейшем эта цифра будет увеличиваться, поскольку государство взяло курс на гуманизацию уголовного законодательства
А значит, значительно увеличится и нагрузка.
— Квалификация участковых инспекторов и помощников зачастую невысокая, — утверждают подписанты.
Следующий проблемный фактор — выполнение несвойственных задач
По закону сотрудников МПС нельзя привлекать к посторонним задачам. На практике в некоторых регионах вместо профилактики правонарушений следят за благоустройством, разгоняют несанкционированную торговлю и тому подобное.
— В СКО выявлены факты исполнения участковыми инспекторами отдельных поручений следователей в рамках досудебных расследований (допросы свидетелей, отработка мест вероятного сбыта похищенного имущества, доставление свидетелей к следователю и т. д.). В целом
отвлечение участковых инспекторов от основной работы для охраны общественного порядка при спортивных, культурных мероприятиях,
визитах высокопоставленных чиновников стали нормой во всех регионах, — перечислили депутаты.
Следующий пункт — «ненадлежащее взаимодействие с другими государственными органами», например, с судами.
В ряде регионов суды устанавливают лимит на число рассматриваемых административных материалов в день. Например,
в столице не более 20, независимо от числа поступивших материалов, а в Павлодарской области вообще 4
В ЗКО районные суды принимают материалы в определенные дни недели. Алматинские суды требуют прилагать к материалам справки из психоневрологического и наркологического диспансеров, которые не являются обязательными.
В Карагандинской области только один специализированный административный суд, там в штате 8 судей. На каждого в год приходится около 2 тыс. материалов. Из-за этого в судах образуются очереди.
— Участковые инспекторы вынуждены освобождать правонарушителя до вынесения решения по делу, а в дальнейшем повторно тратить силы на его поиски для исполнения решения суда, что приводит к уклонению от правосудия, — указали депутаты.
Из 2 826 участковых пунктов 812 (40 %) не имеют телефонной связи, 1761 (62%) расположены в зданиях акиматов и иных организаций, где нет условий для содержания доставленных лиц. Половина из них требует ремонта.
В 169 населенных пунктах для участковых вообще нет отдельных помещений. Они делят кабинеты с сотрудниками акиматов и других организаций.
Половина участковых в отдаленных сельских районах не обеспечены жильем. Оплата за аренду жилья им тоже не производится, в отличие от других служб ОВД.
— Наличие стольких организационных проблем фактически делает невозможным качественное выполнение участковыми инспекторами полиции своих функциональных обязанностей, — утверждают сенаторы.
Для исправления ситуации подписанты предложили список мер.
В частности: