Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
+0.67
EUR
479
+1.25
RUB
4.79
0.00

Шесть уловок от магазинов: факты о скидках и акциях

5875
Источник: kapital.kz

Артык Сейткалиева, президент общественного объединения по защите прав потребителей «Адал», подробно рассказала об уловках продуктовых ритейлеров и дала рекомендации, как отстоять свои права и не остаться обманутым.

1. Два склеенных товара — мнимая выгода

— Как правило, каждый продукт питания имеет свой срок хранения. И когда этот срок подходит к концу, а товар не реализован, ритейлеры начинают хитрить. Так, например, продукт с «рискованным» сроком годности заматывают в пару с аналогичным, но свежим — с нормальным сроком, и устраивают акцию — распродажа!

Разглядеть на этикетке истекающий срок годности товара в этом случае можно не всегда. К примеру, если упаковка молока стоит 300 тенге, вторую, с истекающим сроком годности, продают за 200. Итого два пакета молока общей стоимостью 600 тенге по акции обойдутся покупателю в 500 тенге. Но такая экономия не совсем оправдана, так как употребить в пищу продукт с истекающим сроком годности покупатель зачастую не успевает и потом попросту выбрасывает, — рассказывает эксперт.

2. Акционный сыр «только в мышеловке»

Нередко в супермаркетах можно увидеть и сыры с 50% скидкой. Но не стоит спешить их приобретать. По словам Сейткалиевой, как правило, лежат они уже давно, с них просто удалили появившуюся плесень.

Артык Сейткалиева. Источник: adalpotrebitel.kz

— Если появилась плесень, продукт считается испорченным! Но в магазинах такие товары обматывают в пленку и наклеивают свежую дату. Купив такой сыр, на следующий день вы обнаружите, что он начал плесневеть, это неизбежно. Так что вы просто выкинули деньги на ветер. И еще, надо помнить, что

продукты питания вернуть сложно. Вам могут сказать, что вы сами неправильно хранили товар,

а может и вообще специально на батарею положили, в результате чего сыр и «позеленел». Поэтому к такого рода акциям я, например, отношусь с осторожностью.

Впрочем, есть магазины, которые продают импортные товары, в том числе и сыры, и тоже проводят акции. Но они честно пишут, что до истечения срока годности осталась, к примеру, неделя. Для акционного товара у них, как правило, даже выделен специальный уголок. И это честный подход, — говорит Сейткалиева.

3. Махинация с датами

Ввести в заблуждение покупателя относительно сроков годности товара можно и перебив даты. Как правило, сделать это не сложно, если сроки годности нанесены точечно: их можно стереть спиртом или ацетоном и нанести новые даты.

— С консервами в жестяных банках такие манипуляции проделать легко — иногда этим не брезгует и сам производитель

Поэтому предпочтение лучше отдавать товару, где дата на банке не напечатана, а выбита, — рекомендует эксперт.

4. На полке одна цена, на кассе — другая

Наверное, каждый потребитель хоть раз в жизни сталкивался с тем, когда на кассе ему пробили товар по цене более высокой, чем была указана в отделе. Иногда дело доходит до абсурда: товар стоит на отдельной полке с крупными акционными ценниками, но на кассе его пробивают совсем по другой.

На вопрос «почему» отвечают: «Извините, акция уже закончилась, мы просто убрать не успели»

Или бывает, когда на ценнике указана цена совершенно другого товара, что запутывает потребителя. В обоих случаях, как утверждает Артык Сейткалиева,

продавец обязан продать товар по цене, указанной на полке в отделе. Об этом говорится в статье 31 Закона «О защите прав потребителей»

— Но добиться этого бывает сложно. Если в супермаркете отказываются, можно, конечно, обратиться и в суд. Но на это уйдет очень много времени — на что и рассчитывают владельцы магазинов.

5. Не говорят цену товара на кассе

Большинство потребителей редко заглядывают в чеки, выданные на кассе, и проверяют достоверность цен. А делать это обязательно надо, так как

кассиры могут пробить и лишний товар,

— замечает президент общественного объединения «Адал».

А между тем узнать на кассе цену товара перед покупкой не всегда возможно. В некоторых супермаркетах кассиры прямо говорят, что у них технически нет такой возможности.

Но, как отмечает Сейткалиева, по просьбе покупателей они обязаны называть цену. И если кассир этого сделать не может, он должен вызвать администратора.

6. Вешают на покупателя свои «косяки»

От неприятностей никто не застрахован. Иногда покупатель может случайно смахнуть с полки и разбить товар в стеклянной таре. Возникает логичный вопрос: должен ли он на месте возместить причиненный ущерб?

— Покупатель должен доказать, что не разбивал товар намеренно, так как причина может быть в том, что его просто неаккуратно туда поставили. Для этого нужно запросить видео с камер наблюдения и сверить с сотрудниками магазина все детали инцидента. Бывает, виноват и сам потребитель.

Но если покупатель уверен в своей правоте, а с него продолжают требовать оплату за разбитый товар, он вправе вызвать полицию

В таком случае правду придется доказывать в судебном порядке, с проведением независимой экспертизы. Конечно, это сложно. Но возможно. Однако в голове сразу возникает мысль: разбитая бутылка стоит 2 000 тенге, а сил и нервов потратишь на миллион, проще заплатить. На это и рассчитано.

Мы не в Европе…

— Я часто езжу за границу и могу сравнить. В Европе в торговле совершенно другой подход. В отличие от наших ритейлеров, там никогда не стараются что-либо «повесить» на потребителя. Кроме того, в еврогосударствах под это заточены и правовые нормы:

если ритейлер ведет нечестную игру, может и лицензии лишиться, или поставщики откажутся с ним работать

У нас, видимо, до европейского уровня сознание еще не доросло, вся система устроена иначе — от низов до верхов. Поэтому наши предприниматели лишь говорят о клиентоориентированности, на деле же идти навстречу потребителям не хотят. Поэтому «спасение утопающих у нас дело рук самих утопающих». В данном случае в руках самих покупателей, — заключает Артык Сейткалиева.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter