Показательный судебный процесс по поводу купли-продажи дорогого, но неисправного автомобиля поможет не совершить тех же ошибок.
В 2019 году в городе Капшагай в рассрочку был продан дорогой, но подержанный Mersedes. Сделку покупатель Герман Рудяк и продавец Дмитрий Костюков оформили в виде расписки о получении первоначальной суммы в 2,5 млн тенге. Покупатель получил страховой полис, а также техпаспорт на имя продавца и уехал. Но не по своим делам, а на станцию техобслуживания.
Пришлось выяснять, в связи с чем на панели приборов не гаснет датчик Check. Замена расходных материалов — масла, свечей и ремней к желаемому эффекту не привела. На постановку «диагноза» ушло несколько дней. Пока продавец отдыхал в Таиланде, покупатель искал причину поломки. Спустя 16 дней после сделки неисправный автомобиль оказался на стоянке — ждать возвращения хозяина. Вскоре в присутствии владельца при запуске двигатель сломался. На языке автомастеров это называют — «застучал».
Началась досудебная переписка между покупателем и продавцом.
Первый требовал вернуть первоначальную оплату и забрать машину назад. Второй обвинил покупателя в порче имущества вследствие эксплуатации
С тех пор покупатель машиной не управлял, распоряжался ею продавец. Он ее отремонтировал и снова выставил на продажу. Дело дошло до суда, где покупатель дело проиграл. Суд признал сделку купли-продажи Mersedes состоявшейся и обязал покупателя оплатить остаток долга, расходы по замене двигателя и другие траты. Всего 5,2 млн тенге. Почему?
Капшагайский городской суд посчитал продавца правым, потому что:
Вроде бы все логично — поскольку машина подержанная, продавец не может давать гарантий ее исправности. Да и сам продавец убедил суд в том, что если бы автомобиль был неисправен, им нельзя было бы управлять.
И все же есть несколько «но», на которые в подобных случаях следует обращать внимание:
Этот закон позволяет потребителю потребовать от продавца неисправного товара как возврата всей указанной в сделке суммы, так и соразмерного уменьшения покупной цены
Ну и не обязывает покупателя даже при наличии пробега компенсировать продавцу нанесенное повреждение.
В капшагайском случае суд не придал значения переписке между сторонами по поводу неисправности двигателя. Где покупатель недвусмысленно говорит о том, что первичная автотехническая помощь не помогла устранить проблемы. Потому-то машина и встала на «прикол» до возвращения хозяев.
Экспертиза поврежденного двигателя не проведена, так как продавец успел его заменить. Километраж на панели приборов, который «накатал» покупатель, в решении суда зафиксирован со слов продавца. Автомобиль постоянно находится в продаже, хотя уже есть решение суда о признании сделки состоявшейся. Это из серии «плати за то — не знаю за что»?