Эпидемия коронавируса COVID-19 уже вполне очевидно разделила нашу жизнь на «до» и «после».
Экономисты спорят, насколько обеднеет человечество в целом. Министерства и национальные банки всех стран думают, как, кому и когда выделять субсидии и какие меры поддержки будут наиболее эффективными, а мир стремительно катится в онлайн.
Столкнувшись с беспрецедентной ситуацией,
правительства и бизнес, пожалуй, впервые осознали, насколько хрупка существующая система.
Наиболее подготовленными к кризису оказались самые технологичные компании и страны, способные быстро перестроить работу на новые рельсы.
После объявления пандемии и карантина Microsoft, LinkedInи Expedia отправили работать на «удаленку» 8 из 10 сотрудников. От 3 до 8 работников из 10 будут работать удаленно у таких гигантов, как Amazon, Uber, Facebook и Google. Практически закрыл офисы для работников Twitter, отправляют сотрудников по домам на дистанционную работу и Apple, и Яндекс. Организовать максимально гибкие условия труда для сотрудников посоветовала и крупнейшая международная консалтинговая компания Deloitte, входящая в «Большую четверку», в качестве одной из основных рекомендаций на кризисное время.
IT-гиганты Google и Microsoft уже заявили о предоставлении бесплатных версий сервисов совместной работы G Suite и MicrosoftTeams, одновременно помогая страдающему от карантина и ЧС бизнесу по всему миру и бесконечно расширяя клиентские базы и зоны влияния.
На дистанционный режим работы перешли в «Пентагоне» и НАСА, их примеру собирается последовать Конгресса США.
Даже встречу «Большой двадцатки» – чрезвычайный саммит G20 – планируют провести в онлайн-режиме.
Полностью уходят в онлайн по возможности и в соседней России, где технологию перехода офисных сотрудников на удаленный режим работы разрабатывает даже гигант ОАО «Российские железные дороги», не говоря уже о всевозможных финансовых, развлекательных и обучающих сервисах и онлайн-магазинах.
Переход к «отношениям на расстоянии» происходит по всем направлениям, и касается как сотрудников, так и клиентов бизнеса.
На онлайн-заказы и работу «на вынос» переориентируются, например, традиционно рассчитанные на присутствие посетителей рестораны и общепит. Практически полностью в режим доставки переходят KFC (где теперь собирают только заказы «на вынос»), закрывают столовые зоны McDonald’s (клиенты в США смогут получить заказы навынос или заказать их с доставкой, что еще актуальнее в режиме жесткого карантина). Более того, многие онлайн-магазины и площадки добавили опцию бесконтактной доставки, где курьер оставляет заказ, не приближаясь к покупателю (например, «Яндекс.Еда», Lamoda и прочие).
Критически востребованными становятся финансовые услуги онлайн,
особенно в свете предупреждения ВОЗ о возможности передачи COVID-19 через банкноты и в целом денежные средства. Карантину и специальным обработкам подвергаются наличные, например, в США, Китае, Южной Корее, Венгрии, и т. д.
Самое любопытное – банковские карты, которые во многих странах, включая Казахстан, вытесняют понемногу наличку, в этой ситуации едва ли могут служить альтернативой: это такой же физический носитель, пусть и менее «затроганный», чем купюры или монеты, но также требующий контакта с терминалом, банкоматом или руками продавца. Поэтому
единственной реальной альтернативой, обеспечивающей максимальную безопасность населению, становятся онлайн-платежи, которые можно совершить, не выходя из дома.
С рекомендациями активнее переходить на онлайн-услуги финсектора выступают уже не только традиционно «продвинутые» в этом вопросе Америка и Европа, но, и например, Центробанк нашего соседа по ЕАЭС – Армении, а также Ирана и ряда прочих стран.Национальный банк Украины пошел еще дальше, и прицельно попросил граждан обучить онлайн-услугам – оплате коммуналки, онлайн-заказам и всему, что поможет минимизировать контакты с другими людьми в магазине, банке или на почте – пожилых родственников, для которых коронавирус представляет максимальную опасность, и среди которых уровень смертности может превышать 17%.
В Казахстане ситуация такая же, как и во всем мире.
В условиях карантина даже самым консервативным людям приходится привыкать к онлайн-взаимодействиям.
Например, родителям экстренно пришлось разобраться в работе электронных дневников своих детей – системе Kundelik.kz, через которую школьники начнут онлайн-обучение уже в апреле.
Еще проще адаптироваться молодежи, давно научившейся комфортно жить в сети и взаимодействовать с банками, госорганами и всевозможными магазинами через сайты и мобильные приложения.
Карантин и домашнее обучение или «удаленка» для таких молодых людей – скорее новая возможность, чем проблема.
Именно на них рассчитаны открывшиеся на период пандемии бесплатные курсы (например, Coursera, или специальные предложения от мировых университетов), культурные развлечения (Берлинская Опера, Баварская Опера, MetropolitanOpera и т.д.), видеотеки и онлайн-кинотеатры (КиноПоиск, Ivi Сервис и т.д.) и прочие онлайн-сервисы и приложения. Даже напиться в веселой компании собутыльников со всего мира сегодня можно в отличном виртуальном баре для сидящих у голубого экрана – StayTheFuckHomeBar.
Разумеется, после таких изменений уже сейчас понятно, что мир не вернется к прежней жизни.
Распробовав онлайн-возможности, люди не откажутся от них даже после того, как удастся победить пандемию.
Сейчас мы фактически имеем возможность наблюдать рождение нового мира, и чем быстрее каждый из нас сориентируется в нем, тем больше будет шансов остаться конкурентоспособными, востребованными и актуальными в новых реалиях наступающей эпохи пост-COVID-19.