По мнению председателя правления Лиги потребителей Казахстана, в ситуации с коронавирусом власти не уделяют должного внимания многим острым вопросам.
Как считает Светлана Романовская, в условиях чрезвычайной ситуации и карантина необходимо думать не только об ограничении передвижения людей, но и разработать шаги, защищающие интересы бизнеса и населения.
«Остро стоят несколько блоков вопросов: защита прав потребителей ввиду неоказания услуг, рост цен и безопасность продуктов питания, товаров, оказываемых услуг».
Касаясь вопроса защиты прав потребителей ввиду неоказания услуг, председатель Лиги потребителей считает, что необходимо провести перерасчет:
«Сейчас основная масса жалоб связана с частным школами, которые оказывают услуги обучения, а также кормят детей. Будут ли они делать перерасчет? Ведь они не покупают продукты питания, а родители уже заплатили за обучение, в том числе и за питание. Ведь
если ребенка три недели не было в школе, это означает, что фактически услуга не оказана
Они обязаны сделать перерасчет. Такая же ситуация складывается с детскими садами, так как из-за их закрытия услуги не были оказаны. Школы и детсады – лишь примеры таких сфер, где права потребителей должны быть защищены».
По мнению Романовской, государство должно усилить внимание к вопросам повышения стоимости на товары и услуги. Уже есть прецеденты, что резко выросли цены на товары, пользующиеся спросом. Например, на продукты питания, медицинские препараты, маски, санитарайзеры.
«Сейчас идет удорожание цен в связи с ростом доллара и закрытия границ с Китаем. Понятно, что на нас это плохо влияет. Но некоторые предприниматели пользуются сложившей ситуацией и накручивают необоснованно цены на все».
По мнению Светланы Романовской, именно на бизнесе лежит ответственность за меры санитарно-эпидемиологической безопасности.
«Сейчас людей больше всего волнует, что продукты питания закончатся или на прилавках магазинов останутся продукты низкого качества. Но нужно подумать и про их упакованность. Мы предупредили магазины, что торговать продуктами питания на развес нельзя.
То есть все должно быть упаковано. К примеру, в магазине продается на развес открытый сахар, и если на него чихнет больной коронавирусом, это уже будет означать дальнейшую передачу инфекции. Такие моменты тоже необходимо предусмотреть».
Вопросы защиты потребителей также связаны с функционированием бизнеса. По мнению Романовской, нужны меры, помогающие бизнесу выжить в условиях коронавируса.
«Сейчас страна несет огромные потери, связанные с налоговыми поступлениями. Предприниматели в шоке, они не знают, как быть сейчас и как будет дальше развиваться сложившаяся ситуация. В этих условиях стоит на уровне государственных структур и бизнеса создать какую-ту группу, помогающую бизнесу выжить.
В чрезвычайной ситуации мы должны быть вместе. В свое время мы пережили непростые 90-е годы, и сейчас нам надо не опускать руки, а вместе заниматься решением проблем».
Светлана Романовская также обратила внимание на проблемы управления бизнесом, возникшие из-за ситуации в связи с пандемией коронавируса.
«В некоторых компаниях владельцами и управленцами являются иностранцы. Из-за коронавируса многие из них уехали домой, и предприятия остались без руководства. Это тоже влияет на функционирование бизнеса».