Некоторые нефтедобытчики готовы доплатить покупателям, чтобы избавиться от излишков сырья. Нефти стало слишком много.
В последние годы в среднем в мире потреблялось по 100 млн баррелей в сутки. Эпидемия коронавируса, по некоторым оценкам, сократила этот объем на 20 млн баррелей. И это не предел: международные авиаперевозки фактически остановились. Это привело к 75% снижению спроса на авиатопливо.
Нефть дорогой уже не будет: что делать Казахстану?
Карантин, вводимый в различных странах мира, резко снижает спрос на бензин: выезжать или запрещено, или некуда – все закрыто. По прогнозам Trafigura (второй в мире нефтетрейдер), в апреле снижение спроса составит 22 млн баррелей в сутки.
И все это на фоне роста предложения.
Фактический распад ОПЕК+ развязал руки в добыче Саудовской Аравии, России и ряду других стран. Как итог – нефтяные хранилища в мире уже начинают переполняться
Проблема усугубляется тем, что крупнейшие глобальные нефтехранилища сосредоточены в нескольких центрах, таких как Роттердам, Карибский бассейн и Сингапур, доступных не каждому производителю. По словам трейдеров, для тех, у кого нет доступа к трубопроводам и этим портам, локальные хранилища переполнятся через несколько дней.
В этих условиях трейдеры для хранения нефти вынуждены фрахтовать простаивающие супертанкеры. По оценке крупнейшей в мире танкерной компании Frontline, только за неделю на хранение в танкеры может отправиться около 100 млн баррелей нефти. Но и этого не хватит, чтобы переварить избыточное предложение.
Нефти не просто много. Ее неприлично много. И это оказывает мощное давление на цены. Биржевая стоимость Brent сейчас составляет около 25 долларов за баррель, но реально приобрести «черное золото» можно гораздо дешевле. Так,
Более того, иногда нефтедобытчикам приходится платить, лишь бы хоть кто-то забрал их нефть.
Баррель американской Wyoming Asphalt Sour стоит минус 19 центов
Все дело в качестве – такая нефть очень плотная и сернистая, поэтому ее очень трудно перерабатывать. Да и добывается она вдалеке от портов, поэтому транспортировать до покупателей ее сложно.
Переполнены нефтехранилища и в Венесуэле, которая испытывает огромные проблемы со сбытом сырья. Сейчас страна значительно сократила свою добычу, а также сбросила цены – купить баррель местной нефти можно за 5-10 долларов.
Нигерия, крупнейший производитель нефти в Африке, продает свой главный сорт Qua Iboe со скидкой в 3,1 доллар к Brent – такого не было как минимум 20 лет. Колумбия предлагает свой сорт Vasconia на $7,75 дешевле Brent, или по минимальной цене за четыре с половиной года.
Цена российского сорта Urals в Европе упала ниже 18 долларов за баррель
В порту Роттердама котировки опускались до $17,7 – такой уровень был в конце 80-х и в середине 90-х годов. Саудовская Аравия предлагает европейским странам дисконт в $10, но даже это не помогает со сбытом – спрос из-за коронавируса заметно сократился.
Многое будет зависеть от развития ситуации с пандемией. Если не произойдет резкого улучшения, вполне возможно, что странам все-таки придется сокращать добычу.
Часть компаний это уже делает. В Индии, где объявлен общенациональный жесткий карантин, крупнейшая нефтяная компания сократила объемы переработки на своих НПЗ на 30%. В США одна из крупнейших трубопроводных компаний, Plains All American Pipeline, попросила производителей сократить добычу, чтобы не перегрузить ее инфраструктуру. Бразильская государственная нефтяная компания Petrobras объявила, что из-за отсутствия спроса сократит добычу на 100 тыс. баррелей ежесуточно.
Конечно, такой путь выберут не все. Многие производители не захотят закрывать скважины, хотя и теряют деньги на низких ценах. Принцип простой — хоть какие-то деньги лучше, чем вообще никаких. Но пока ситуация со спросом не улучшится и у них выбора не останется. Просто пока никто не хочет останавливать добычу первым.
При подготовке текста использованы материалы The Bell, РБК и finanz.ru