Регулятор и фондовая биржа выступили с совместным заявлением.
Мировые рынки лихорадит. За последние несколько недель было уже столько обвалов мировых индексов, сколько способна вместить в себя не каждая пятилетка. И каждый раз казалось, все, пик падений пройден. Однако на рынки тут же обрушивается новая распродажа.
Карантин, коронавирус и курс тенге: тройная атака на экономику
Для Казахстана одним из главных показателей является цена на нефть. А она падает. 18 марта стоимость сорта марки Brent опустилась ниже 25 долларов. Такого не случалось с мая 2003 года. На 17-летних минимумах торгуется и WTI – его стоимость опускалась ниже 21 доллара. Всего за сутки «черное золото» подешевело более чем на 4 доллара. С начала года – а не прошло и трех месяцев – Brent упал на 45 долларов — в 2,5 раза.
Вместе с нефтью падают и мировые индексы. Dow Jones потерял еще 6,3%, немецкий DAX – 5,5%, британский FTSE 100 – более чем 4%. Российский индекс РТС в ходе торгов 18 марта упал на 11%.
Аналогично началось и 19 марта: индийские индексы теряют 5-7%, китайские – 2-2,5%, тайваньские – около 6%, южнокорейский – более 7%, японские – примерно 1,5%.
Интересно, что
Казахстан идет против мирового тренда: 17 марта значение индекса KASE выросло на 0,68%, 18 марта – на 1,73%
Основными драйверами роста в эти дни выступили «Казахтелеком» и «Казатомпром».
Главное влияние на рынок оказывает политика Саудовской Аравии. Она решила буквально залить мир дешевой нефтью. Саудиты предлагают огромный дисконт – скидка может доходить до 10 долларов. И это уже приносит свои плоды: например, российские нефтяники на европейском рынке испытывают огромные проблемы.
«Вторую неделю подряд нефтетрейдеры не могут продать через порты ни барреля российской нефти Urals в Европу. Как сообщает Reuters, на текущей неделе все тендеры на Urals завершились безрезультатно. Trafigura, крупнейший независимый поставщик нефти в мире, предлагала партии с отгрузкой из Приморска и Усть-Луги 30 марта — 3 апреля по цене около $23 за баррель, но не нашла ни одного покупателя.
Швейцарская Glencore выставила на продажу 100 тысяч тонн Urals c поставкой через балтийские порты 4-8 апреля, предлагая скидку в $3,7 к текущей стоимости Brent. Но также не встретила спроса», — пишут авторы telegram-канала Proeconomics
Сейчас, по данным Reuters, большинство стран мира согласны перейти на нефть Саудовской Аравии. Ее много, она дешевая, а по качеству не намного хуже российского Urals. Одним из покупателей может стать Беларусь – еще несколько недель назад речь шла об экспорте из Казахстана. А Россия не хотела дать Минску запрашиваемые скидки.
Не исключено, что теперь странам-партнерам по ЕАЭС придется уступить рынок Беларуси саудитам
Активность Саудовской Аравии привела к резкому росту стоимость услуг танкеров. По данным The Wall Street Journal, суточная аренда всего за несколько дней выросла с 33 до 200-300 тыс. долларов.
Как долго нефть продержится на нынешних уровнях, вопрос спорный. Ее предложение в мире гораздо больше, чем спрос. При этом добыча продолжает расти — спрос нет.
Аналитики делают ставку на Китай, где после стабилизации ситуации после эпидемии коронавируса может вырасти потребление нефти. Но вряд ли это в корне изменит ситуацию. Во-первых, все остальные крупнейшие мировые экономики мира сейчас на карантине, так что их спрос будет падать. Во-вторых, по этой же причине Китаю будет просто некуда продавать свои товары – активный экспорт сейчас просто невозможен.
Падение цен на нефть вкупе с остальными событиями нанесло серьезный удар по валютам всего мира. Доллар — чуть ли единственная растущая валюта. Инвесторы распродают все свои активы и уходят в доллар как наиболее ликвидный актив. И это сказывается на других валютах.
Например, курс рубля в России 18 марта упал на 5,43 рубля, достигнув отметки 80,87 рублей – таким курс не был с февраля 2016. Мог бы упасть и сильнее, но на Московской бирже сработали ограничения – осуществлять сделки по более высоким ценам запрещено дневным коридором.
19 марта с тревогой ожидали и в Казахстане. Падение цен на нефть и курс рубля намекали на то, что и тенге вновь пойдет в пике. Не могли этого не понимать и в Нацбанке. 19 марта вышло его совместное заявление с Казахстанской фондовой биржей. В документе говорится, что на торгах 19 и 20 марта будет действовать режим «франкфуртского аукциона.»
«Решение о проведении торгов в виде Франкфуртского аукциона позволит удовлетворить имеющиеся заявки клиентов и не допустить дестабилизации ситуации на валютном рынке».
Подобный инструмент впервые был применен на торгах 10 марта. Его главная цель, по заверениям Нацбанка, в предотвращении необоснованной волатильности.
Тем времен многие обменные пункты Алматы, по данным kurs.kz, прекратили продажу долларов, в остальных стоимость продажи установлена на уровне 454 тенге. Евро — с 491 до 525 тенге, рубля – с 5,85 до 6,2 тенге. В Нур-Султане продажи долларов нет.