Продуктовые магазины выигрывают от паники с коронавирусом. А вот производители легкой промышленности не готовы заработать на масках.
Паника от пандемии коронавируса переросла в ажиотаж в супермаркетах Казахстана. Некоторые потребители отчаянно скупают крупы, консервы и даже туалетную бумагу.
Политолог Талгат Калиев считает, что ажиотаж создается искусственно. Кто-то целенаправленно распространяет, тиражирует и поддерживает соответствующие слухи.
— К примеру,
была рассылка в мессенджерах: фото пустых полок в супермаркете сопровождалось комментарием, что уже возник дефицит
Позже выяснилось, что пустыми полки оказались из-за поломки холодильного оборудования. Это официальное заявление администрации того супермаркета. Так что верить слухам не стоит. Где гарантия, что это не было неким умышленным маркетинговым ходом ритейлера с целью повышения продаж? — задается вопросом политолог.
В целом, по его мнению, текущая ситуация для ритейлеров выгодна.
— Они могут увеличить свои продажи за счет сокращения убытков.
Обычно есть просроченная продукция, которую списывают, а в условиях, когда все сметают с полок, продукты попросту не будут успевать портиться. Так что ритейлеры минимизируют убытки за счет стопроцентных продаж. А вот производители легкой промышленности вряд ли от этого сильно выиграют.
Да, часть их продукции раскупят, но увеличить объемы производства, воспользовавшись повышенным спросом, не так-то просто
Наша легкая промышленность не настолько масштабна. Да и резко повысить производительность труда непросто. Это потребует расширения производства, найма дополнительных работников и так далее. Но учитывая временный характер ажиотажного спроса, производителям это будет не особо выгодно, — считает Талгат Калиев.
Он уверен, что ажиотаж скоро сойдет на нет.
— Даже если коронавирус проникнет в Казахстан, мы научимся с ним жить. С ним живут даже в Китае! Определенные ограничительные мероприятия в связи с карантином будут, но
продовольственные товары и товары первой необходимости всегда будут поставляться. Это вопрос безопасности государства,
— говорит политолог.
Конечно, какая-то часть бизнеса пострадает в связи с отменой празднования Наурыза по всему Казахстану. Это в первую очередь рестораны, кафе и сферы, связанные с организацией мероприятий. Кинотеатры также понесут убытки в связи с временным прекращением работы.
— Но это форс-мажорные обстоятельства, к этому нужно относиться с пониманием
Есть приоритет общественного над частным: минимизация распространения пандемии важнее недополученной прибыли бизнеса, — заключает Калиев.