Проблемы не только на местах, но даже в законодательстве.
В сфере защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ряд проблем и недочетов. Об этом группа мажилисменов указала в депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова. Причем страдают не только дети, но и взрослые.
Например, из-за пробелов в законодательстве педагоги детских коррекционных центров не могут успешно проходить аттестации и повышать квалификационные категории. А подобных специалистов у нас и так дефицит.
Перед этим мажилисмены провели мониторинг сферы защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проверяли в том числе и на местах. Результатами депутаты остались недовольны. Подписанты заявили о
неудовлетворительном развитии системы специальных социальных услуг, причем практически во всех аспектах
Ранее мажилисмены уже подавали аналогичный запрос.
Дайте детям с особыми потребностями внимание — и мир станет лучше
— В ответе правительства указано, что этот вопрос «будет решаться местными исполнительными органами через поэтапное развитие партнерства с социально ориентированными некоммерческими организациями путем выделения государственного социального заказа», — процитировали они ответ.
Но на деле такие организации имеются далеко не во всех регионах. Существующая система госзаказа не обеспечивает стабильность их работы. Государственные детские организации не развивают сотрудничество с ними,
о качественных социальных услугах повсеместно говорить тоже не приходится
— Не установлен порядок определения квалификации лиц из указанных организаций, допускаемых к работе с детьми. Уполномоченные субъекты от имени государства не проводят системную методическую работу по доведению до организаций и лиц соответствующих стандартов, оценке хода их деятельности и ее результатов, — утверждается в запросе.
У профильного комитета по охране прав детей минобра недостаточная штатная численность. И вряд ли они качественно справятся с задачей, поскольку нужно еще и координировать действия других госорганов.
— Межведомственная же комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве является совещательным органом с функциями, ограниченными ее статусом, — считают депутаты.
Нынешний подход предусматривает, что оказание специальных соцуслуг должно решать индивидуальные проблемы каждого. Но соответствующие функции оказались «раздробленными» по разным исполнителям. Причем не только госучреждениям, но и различным НПО на местном уровне. Обязанности по защите прав детей также у разных уполномоченных органов, а их координация недостаточна.
— Наиболее важная часть работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, должна проводиться по месту жительства. Однако соответствующая работа местными исполнительными органами не активизируется.
В большинстве случаев координирующая роль акиматов недостаточна,
нет четкого межведомственного алгоритма действий на местах, — считают подписанты.
Откровения мамы ребенка-аутиста: родители здоровых детей часто выступают против нас
Проблемы также с кадрами, особенно в территориальных подразделениях. Не сформированы институты квалифицированных социальных работников и детских психологов.
Специфика деятельности педагогических кадров в детских коррекционных организациях в законодательстве оказалась недостаточно отражена. В результате у таких сотрудников появился ряд проблем.
— Это не дает возможности успешного прохождения аттестации, повышения квалификационных категорий и затрудняет решение вопросов повышения оплаты труда, — перечислили депутаты.
А у нас и так острый дефицит педагогов, специализирующихся на работе с детьми с особыми потребностями.
— Таким образом, реалии настоящего времени свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования функционирования системы защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем решения взаимосвязанных задач, — констатировали подписанты.
Среди этих задач следующие: