Критические высказывания Дариги Назарбаевой, спикера сената, о состоянии сельского хозяйства в стране вызвали споры в экспертном сообществе.
Дарига Назарбаева заявила о стагнации села и упадке сельхозпроизводства в целом.
«Несмотря на то что количественные и процентные показатели АПК растут, мы видим, что на протяжении последних 10 лет отрасль стагнирует. Доля сельского хозяйства в ВВП за последние 10 лет не превышала 5 процентов, а в последние годы неуклонно снижается», — в своем выступлении сказала Дарига Назарбаева.
Не забыла глава сената упомянуть и сельского человека. Его труд в современном Казахстане обесценился
И даже при самом низком уровне оплаты труда фермера, рабочих мест в селе становится меньше. Из села бегут люди — а ведь именно человек является стержнем в сельхозпроизводстве. Таким резюме закончила свое выступление Дарига Назарбаева.
Бывший министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков с ней не согласен. На своей странице в Facebook он привел другие цифры. Начались дебаты между экспертами, имеющими отношение к сектору.
«Не скажу, что проблем в отрасли нет, — оппонирует Мамытбеков спикеру сената. — Проблем много, но отрицать рост и динамику не совсем правильно. Приведу факты… В 2010 году объём валовой продукции составлял 1,822 трлн тенге. По итогам 2018 года этот показатель составил 4,474 трлн тенге. Рост в 2,45 раз, это больше чем во всех вышеуказанных основных отраслях экономики страны».
Известный государственный деятель, ученый-агроном Михаил Трошихин был на парламентских слушаниях и сказал, что ему к выступлению всех спикеров добавить нечего.
— Михаил Васильевич, все, что сказала Дарига Назарбаева, известно давно. Но как быть с тем, что какие-то госпрограммы за большие деньги реализуются и все без толку?
— Вообще-то сельская местность теряет население. Если учесть, что рядом с нами есть государства с избыточным населением, рано или поздно оно оттуда двинется. Поэтому
для нас сохранность сельского населения — вопрос национальной безопасности
Причины провальности всех принятых и реализованных госпрограмм понятны и просты.
Последняя программа АПК финансировалась всего на 65%. Кто будет полноценно работать за 65% от зарплаты?
Надо, чтобы за исполнение программ отвечали конкретные люди. А с кого из министров спрашивали у нас по этому поводу? Не говоря уже об ответственности. В свое время Нурсултан Абишевич их очень сильно воспитывал, но до некоторых не доходило и не дойдет. Мы же не видим реального исполнения и объяснений, что мешает исполнению.
Собственные территории нуждаются в инвестициях. А куда уходят деньги, которые зарабатываются в Казахстане? Даже наш отечественный бизнес не может похвастать олигархами в сфере сельхозпроизводства внутри Казахстана. Почему?
— Потому что им, вероятно, невыгодно заниматься тем, что не приносит хороший доход. Хотя, по идее, еда сейчас имеет невероятную ценность.
— Потому что правительство не понимает суть сельхозпроизводства. Этот процесс длительный, дивиденды не сразу увидишь. Чтобы получить хлеб, нужно подратить год. Чтобы получить мясо, нужен минимум год. Для молока — три года.
Цикл производства длинный, доходность из-за суперэкстремального климата невысокая
Ну а на фоне того, что в последние годы потеряны селекция и семеноводство, мы не имеем нормальных сортов семян и пород животных, адаптированных к местному резкоконтинентальному климату.
Мы завозим племенные породы из-за границы, а при этом потеряли собственные апробированные временем и опытом породы скота
Чем не угодила «казахская белоголовая», приспособленная к местным условиям?
— Это не потому ли, что каждый министр считает своим долгом чего-то реформировать? При Мамытбекове же вроде стали испортировать племенной КРС для увеличения поголовья.
— Начнем с того, что при Мамытбекове пересчитали скот. И оказалось много приписанных голов, не существующих в природе. А племенная и селекционная работа в животноводстве не велась совсем или велась только в организованных хозяйствах. А их немного. Научно-исследовательские институты не имеют производственной базы. Аграрные вузы — тоже. Где студентам проходить практику, чтобы иметь представление, чем будут завтра заниматься?
При всех недостатках, в советское время сельское хозяйство было более высокотехнологичным, чем сейчас, в XXI веке. Ведь до сих пор у нас еще работает советская техника.
Уже 30 лет нет Советского Союза, а техника того времени все еще работает. Темпы ее обновления у нас низкие — 2-2,5%
Если сегодня купить трактор, следующий удастся только через 40 лет. Так не пойдет. Это не технологично.
— Так что вот три главные причины проблем — недостаток финансирования, запущенность технологических направлений и отсутствие кадров.
Нет специалистов, хотя университеты выпускают их достаточно. Эти выпускники либо некомпетентны в силу отсутствия практики, либо не идут работать по специальности из-за низкой зарплаты. Плюс молодежь бежит из села. Кому нужна жизнь без воды, электричества, газа, дорог, школ, больниц и так далее?
— Об этом уже больше 20 лет говорят, но ничего не меняется.
— Меняется постепенно. Каждый аким, придя на должность, в первую очередь думает, кем бы передовым похвастать на следующем отчете. Не вкладываются средства в массовое сельское хозяйство. Когда фермеры после распада колхозов стали самостоятельными, была уверенность, что они поднимутся на ноги. Поднялись единицы, остальные едва сводят концы с концами.
Нормальный, технически вооруженный достижениями науки фермер — это слишком дорого. На это у среднего сельхозпроизводителя денег нет
Главное теперь убедить чиновников, что село не есть то, как выглядит левый берег столицы. И что образцово-показательных хозяйств, которые им демонстрируют в стремлении отчитаться за «успехи», единицы. Молодое поколение чиновников, не поднявшее ничего тяжелее ручки, совсем не понимает, с чем имеет дело.